РУБРИКИ |
Банковская система России. Анализ становления и тенденции развития |
РЕКЛАМА |
|
Банковская система России. Анализ становления и тенденции развитияВ связи с ростом нестабильности экономики, рисков, дефицита ресурсов и т.д. наблюдается закономерная тенденция роста процентных ставок коммерческих банков. В то же время необходимо обратить внимание на процентную политику Банка России. Так, кредиты предоставляются Банком России кредитным организациям на внутреннем рынке по ставкам, превышающим инфляционные ожидания, а на внешнем, напротив, Минфин России выступает источником ресурсов, цена которых ниже инфляционных ожиданий и размера учетной ставки. Подобные действия Банка России, который выступает при совершении этих операций в роли коммерческого кредитора, повышают в цене и без того дорогие кредитные ресурсы для экономики. Кроме того, завышенные процентные ставки привлечения ресурсов коммерческими банками ухудшают и без того плохое состояние их кредитного портфеля. Продукция, произведенная экономикой на кредитные средства по высоким процентным ставкам, становится менее конкурентоспособной по цене, что отнюдь не способствует улучшению состояния заемщика. Единственная мера, способная как-то изменить ситуацию, указанная в Антикризисной политике правительства, – субсидирование процентной ставки приоритетных отраслей экономики и малого предпринимательства – до настоящего времени не работает, а в связи с отсутствием свободного доступа к капиталу теряет всякий смысл. Темпы роста кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций (рис. 5), пока не отражают предположения о том, что основной целью проводимой антикризисной политики является не стабилизация экономической ситуации, а «передел собственности». В то же время если проанализировать динамику и структуру работы по санации коммерческих банков, то можно уже сейчас выявить указанную зависимость. На фоне сокращения активов банковского сектора наблюдается тенденция стагнации объемов кредитного портфеля при увеличении просроченной задолженности по кредитам, что свидетельствует о значительном росте кредитного риска банковской системы (рис. 6, 7). Рис. 2.3. Динамика процентных ставок кредитных организаций Уровень просроченной задолженности, согласно данным официальной статистики, составляет чуть более 3%. В то же время, по единому мнению экспертов, участников рынка и ведущих рейтинговых агентств, в частности Standard & Poor's, Moody's, уровень проблемной задолженности у банков в настоящее время составляет порядка 15–20%, а к концу года может достигнуть 35% и более общего объема предоставленных кредитов. Рост просроченной задолженности происходит на фоне ухудшения рентабельности активов и капитала кредитных организаций, снижает финансовую устойчивость банков. У многих кредитных организаций наблюдаются отрицательные значения данных показателей (рис. 8). В результате снижения финансовой устойчивости кредитных организаций многие банки могут подпасть под законодательно установленный запрет со стороны Банка России на привлечение вкладов физических лиц. Самыми первыми нарушить требования Банка России и подпасть под данный запрет могут средние и мелкие частные банки, тем самым лишаясь одного из немногих доступных инструментов пополнения ресурсной базы. Исходя из общей политики финансового регулятора по отношению к данному сегменту кредитных организаций, вряд ли Банк России пойдет на ослабление надзора. Таким образом, налицо еще один инструмент передела и монополизации банковского рынка. Исходя из анализа срочной структуры кредитного портфеля банков можно сделать вывод о росте средней срочности кредитов, предоставляемых предприятиям как в рублях, так и в иностранной валюте. В то же время, принимая во внимание показатели просроченной задолженности по кредитам, необходимо учитывать, что рост средней срочности кредитов вызван, в частности, реструктуризацией задолженности по проблемных кредитам. Рис. 2.5. Динамика совокупного кредитного портфеля российских банков Рис. 2.6. Динамика просроченной задолженности по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам, млрд. руб. Таким образом, проводимая антикризисная политика не в полной мере учитывает интересы реального сектора экономики и способствует концентрации и росту рисков банковской системы. Отсутствие доступа к кредитному рынку для мелкого и среднего бизнеса приводит к монополизации рынка. Доступ на рынки привлеченных заимствований для среднего бизнеса в настоящее время практически закрыт. В связи с этим средний бизнес вынужден осуществлять инвестиционную деятельность только за счет собственных средств, что создает дополнительные предпосылки для ухода среднего бизнеса в «тень». Налицо тенденция концентрации кредитного рынка в сегменте крупных корпораций, сопровождаемая «уходом» с него среднего бизнеса. Учитывая, что крупнейшие корпорации, на которые приходится большая часть кредитного портфеля банков, специализируются на нефте- и газодобыче, при общемировом сокращении потребления энергоресурсов и высокой волатильности цен на них значительно возрастают кредитные риски банковского сектора и встают новые задачи по эффективному управлению ими. Рис. 2.7. Динамика показателей финансового результата и рентабельности капитала банков Антикризисная программа правительства носит несистемный характер и направлена в первую очередь на возрастание доли государства в экономике, в частности в промышленности и в финансовом секторе. Госрасходы неэффективны, а оживить экономику может только возобновление системы кредитования. Прогнозируя возможные сценарии развития, можно предположить, как минимум, дальнейшее ухудшение ключевых показателей работы у большинства российских банков и стагнацию в реальном секторе из-за острого дефицита ресурсов. Как максимум – развитие новых кризисных явлений на финансовых рынках, сопровождающихся углублением спада в основных отраслях реального сектора. Таким образом, без изменения подхода к выходу из кризиса, разработки антикризисной политики государства, направленной на поддержку ключевых отраслей экономики, нацеленность банков на развитие основного банковского бизнеса, а не спекулятивных операций, в II квартале 2010 года возможно возникновение еще более глубокого кризиса. 2.3 Анализ тенденций развития банковского сектора в регионах Региональное развитие банковской системы происходит довольно неравномерно. Борьба за ресурсы и клиентов идет в небольшом числе узловых городов и областей. Вся остальная страна обходится минимальным набором простейших, в основном расчетных, банковских услуг. Если не учитывать оплату услуг ЖКХ, то окажется, что большинство россиян вообще не пользуются банковскими услугами. Банковские вклады имеет только 25% россиян, кредитами пользовались немногим более трети населения. Отчасти это следствие физической недоступности банковских услуг, отчасти – недостатка информации об услугах или общего недоверия к финансовой системе. По состоянию на 1 февраля 2010 года действовало 3 475 филиалов кредитных организаций, из них 808 филиалов Сбербанка. Если в экономически развитых регионах и крупнейших городах банковские услуги доступны, то во многих менее успешных регионах количество филиалов и головных офисов банков очень мало. В России по сравнению с США число банков меньше в 8 раз, а количество филиалов почти в 25 раз. Соотношение количества банков на 100 тыс. человек в России в 1,5 раза меньше, чем в странах ЕС. В России на 100 тыс. жителей приходится 2 банковских филиала, в то же время в ЕС данный уровень достигает 46 . Банковская система всех регионов страны представлена тремя составляющими: самостоятельные банки региона, филиалы иногородних банков, преимущественно московских, и Сбербанк. Несмотря на проводившуюся в последние годы реструктуризацию филиальной сети, Сбербанк по-прежнему сохраняет отделения в отдаленных регионах, в том числе и там, где по тем или иным причинам нет других банков. Другие государственные банки также можно рассматривать как важных провайдеров банковских услуг. Россельхозбанк и ВТБ24 также вносят свой вклад в повышение доступности банковских услуг, реализуя программы кредитования сельхозпредприятий и малого бизнеса. В целом на банки с государственным участием приходится около половины рынка розничных банковских услуг. Уровень обеспеченности регионов банковскими услугами выравнивается, но разрыв между Москвой и остальными регионами остается очень большим. Даже без учета активов региональных филиалов московских банков, почти две трети банковских активов России приходится на Москву. На региональные филиалы столичных банков приходится еще 8% общероссийских банковских активов. 17% активов сконцентрировано в территориальных подразделениях Сбербанка. И лишь 13% совокупных активов приходится на местные банки в регионах, при этом доля малых и средних региональных банков в активах – лишь 4%. Концентрация финансовых потоков в столичном регионе существенно превышает общеэкономическую и демографическую: Москва и область располагают 12% населения страны и производят 27% ее ВВП. Отчасти столь высокая доля обусловлена спецификой обслуживания расчетных и кредитных операций юридических лиц: для обслуживания юридических лиц, тем более крупных, наличие обширной региональной сети необязательно. Многие крупные региональные компании обслуживаются в московских банках, в т. ч. с использованием технологий удаленного доступа. Это связано с тем, что, начиная с определенного масштаба спрос на банковские услуги со стороны крупных региональных компаний и региональных подразделений компаний федерального уровня предъявляется уже не местным, а федеральным и / или зарубежным финансовым институтам. В розничном секторе позиции московского региона существенно слабее: на рынке вкладов физических лиц доля столицы – 40%, а на рынке потребительских кредитов – 21%. Таблица 2.3.1. Уровень обеспеченности регионов банковскими услугами
Десятки российских областей практически лишены полноценной региональной банковской системы с несколькими конкурирующими между собой самостоятельными местными банками, с растущим числом филиалов банков федерального либо межрегионального уровня, с заметным вкладом банковской системы в местную экономику и кругооборот доходов предприятий и граждан. Исследование аналитического центра «Эксперт-Урал» позволило выделить 11 регионов с полнокровной, динамичной, конкурентной банковской средой, характеризующейся наличием большого числа независимых местных банковских брендов и сильного местного лидера либо группы лидеров: три на Урале, четыре в Поволжье, два на Юге и по одной в Сибири и на Дальнем Востоке. Это регионы, где активы региональной банковской системы превышают 100 млрд. рублей, активы крупнейшего самостоятельного регионального банка более 10 млрд. рублей, количество местных банков – свыше 10, а их доля в региональных активах – свыше 30%. Девять из этих регионов – из верхушки списка крупнейших региональных банковских систем по размеру совокупных активов, еще два – в конце второй и начале третьей десяток. Таблица 2.3.2. Региональные банковские системы с суммарными активами свыше 100 млрд. рублей
Совокупный размер банковских активов этих регионов составлял на начало 2010 года 3,2 трлн. рублей – это 15% общероссийских активов и 47% активов региональных банков. Общий объем вкладов населения в этих регионах насчитывает 1,5 трлн. рублей – 21% всех вкладов и 42% вкладов региональных банковских систем. Таблица 2.3.3. Регионы с наибольшими активами местных банков
*Количество уникальных банковских брендов; несколько филиалов одного банка cчитались за один. ** С учетом филиалов местных банков за пределами своего региона. *** В части активов, размещенных в своем регионе; оценка. Региональные банки наиболее активно развиваются в крупных городах, которые, как правило, являются промышленными, транспортными и торговыми центрами, там выше и доходы, и сбережения населения. При примерно одинаковых зарплатах в Самарской и Пермской областях в первой значительно выше уровень всех банковских услуг, в том числе из-за того, что в Самарской области 59% населения проживает в городах численностью выше 250 тыс. человек, а в Пермской – только 37%. Анализ структуры собственности местных банков в таких продвинутых регионах свидетельствует о пока еще крайне слабом проникновении в этот сектор иностранного капитала и весьма ограниченном – федеральных банков. Сильные местные банки контролируются либо региональными промышленными компаниями и холдингами, либо менеджментом, в некоторых регионах – местными властями. За пределами Москвы крупнейшей банковской системой страны обладает Уральский федеральный округ. С небольшим отставанием за Уралом следует Северо-Западный ФО – но лишь благодаря Санкт-Петербургу. На третьем месте по размеру активов находится банковская система Поволжья, где лидируют по уровню развития банковской системы Самара, Нижний Новгород и Татарстан. Благодаря регистрации в Новосибирске УРСА Банка, ставшего фактически федеральным, на четвертом месте – банковская система Сибири. Несмотря на преимущество по численности населения, банковская система Юга России оказывается лишь на пятом месте. При этом потенциал спроса на розничные финансовые услуги в нескольких сравнительно многонаселенных и богатых регионах пока что явно недооценен. Наиболее яркие представители «отстающих» регионов – Краснодарский край и Башкирия. Это крупные и богатые регионы, но в обоих регионах низка доля городского населения, а проникновение банков в малые города и села значительно ниже, чем в крупные, тем более столичные города. Зачастую единственным банком в малом городе является Сбербанк, а открытие другого банка экономически нецелесообразно. Исходя из представленного выше анализа можно сделать вывод, что Тюменская область занимает одно из первых мест в банковской системе России. Банковский сектор Тюменской области по состоянию на 1 января 2010 года представлен 17 кредитными организациями, имеющими 64 филиала на территории области и 18 – за ее пределами; 59 филиалами кредитных организаций, головные офисы которых расположены на территориях других регионов, а также Западносибирским банком Сбербанка России с 29 отделениями, из которых 19 работает на территории области; 546 дополнительными офисами; 411 операционными кассами вне кассового узла; 6 обменными пунктами; 49 кредитно-кассовыми офисами, 68 – операционными офисами, 17 представительствами кредитных организаций других регионов и 5 передвижными пунктами кассовых операций. Кроме того, на территории региона работает 3205 банкоматов. Из 17 кредитных организаций 7 действуют в форме открытого акционерного общества, 6 – закрытого акционерного общества, 4 – общества с ограниченной ответственностью. Все кредитные организации имеют лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления операций в иностранной валюте, в том числе 6 – генеральные. Лицензии на проведение операций с драгоценными металлами на территории Тюменской области имеют 4 кредитные организации. За 2009 год произошли существенные изменения в количественной структуре банковского сектора Тюменской области. В феврале, декабре 2009 года отозваны лицензии на осуществление банковских операций у двух кредитных организаций: - общество с ограниченной ответственностью Урайский коммерческий банк, имеющей два филиала на территории области; - закрытое акционерное общество «МЕГА БАНК», имеющей один филиал на территории области – в г. Радужный и два за ее пределами – в г. Москве и г. Екатеринбурге. Региональными банками на территории области и за ее пределами закрыто пять филиалов: Тюменский филиал ЗАО АКБ «Сибирьгазбанк», Заречный филиал Западносибирского коммерческого банка ОАО, филиалы Ханты-Мансийского банка ОАО в г. Лангепас и г. Мегион. Банками, головные офисы которых расположены на территориях других регионов, открыто четыре филиала: филиал «Тюмень» АКБ «Национальный Резервный Банк», Тюме^кий филиал Банка «Поволжский», филиал «Тюменский» ЗАО «Коммерческий Банк ОТКРЫТИЕ» в г. Тюмени, филиал КБ «Байкалкредобанк» «Нижневартовск». Одновременно с этим, закрыто три филиала в г. Тюмени: КБ «Москоммерцбанк», Банка «Северная казна», ОАО «МДМ Банк» и один филиал «Газпромбанк» в г. Белоярский. В связи с отзывом лицензии у АКПБ «Соотечественники» прекратил свою деятельность филиал в г. Новый Уренгой. Сальдированные активы кредитных организаций области, за 2009 год, увеличились на 6,6% или 35,9 млрд. рублей и на 1 января 2010 года составили 582,5 млрд. рублей. Рост активов отмечен в филиалах банков других регионов – на 6,9% или 20,4 млрд. рублей, региональных банках – на 6,1% или 15,4 млрд. рублей. Размер собственных средств региональных кредитных организаций увеличился на 9,5 млрд. рублей или на 26,9% и составил 44,8 млрд. рублей, в том числе зарегистрированный уставный капитал увеличился на 3,5 млрд. рублей или на 27,8% и составил 16,3 млрд. рублей. Региональными банками получено 1,8 млрд. рублей прибыли, в то время как за 2008 год прибыль составила 4,1 млрд. рублей. В структуре пассивов кредитных организаций области доля привлеченных средств достигла 84,7% – это вклады населения, депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц, средства организаций на расчетных и прочих счетах. Таблица 2.3.1. Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства кредитных организаций, находящихся на территории области
Таблица 2.3.2. Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства кредитных организаций, находящихся на территории области
1 января 2010 года вклады населения области составили 218,3 млрд. рублей, с начала года увеличились на 24,9%. Наибольший прирост отмечен в филиалах банков других регионов – 33,6%, в региональных банках -12,6%. Доминирующее положение по привлечению вкладов населения продолжают занимать филиалы банков других регионов, на долю которых приходится более 62,0%, на региональные банки – около 38,0%. Рис. 2.1. Объем кредитов, выданных кредитными организациями Тюменской области физическими лицами в российских рублях Таблица 2.3.3. Вклады физических лиц в кредитных организациях, находящихся на территории области
Депозиты юридических лиц за 2009 год возросли на 32,0% и на 1 января 2010 года достигли 116,1 млрд. рублей. Наибольший прирост отмечен на счетах филиалов банков других регионов – 42,7% или 23,0 млрд. рублей. Рис. 2.1. Динамика вкладов физических лиц в кредитных организациях, находящихся на территории области в разрезе банковских структур Рис. 2.2. Динамика кредитов, выданных кредитными организациями, находящимися на территории области, физическими лицами Средства организаций на расчетных и прочих счетах за 2009 год снизились на 5,9% и составили 67,8 млрд. рублей. За 2009 год общий объем кредитов, депозитов и прочих размещенных банками области средств снизился на 7,9%, с 362,3 до 333,9 млрд. рублей, как за счет снижения кредитных вложений нефинансового сектора на 6,9% со 181,7 млрд. рублей до 169,2 млрд. рублей, так и физических лиц на 11,5% со 157,2 млрд. рублей до 139,1 млрд. рублей. Для сравнения, за 2008 год по данным показателям отмечался рост: объем кредитов, депозитов и прочих размещенных увеличился на 23,5%», кредитные вложения нефинансового сектора возросли на 28,8%, кредиты физических лиц выросли на 26,0%. Значительная часть этих кредитов, свыше 62,0%, предоставлена филиалами банков других регионов, около 38,0% – региональными банками. Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме кредитных вложений нефинансовым организациям увеличился за год на 3,7 процентных пункта и на 01.01.2010 г. составил 5,0% или 8,5 млрд. рублей. Задолженность населения по кредитам за 2009 год снизилась на 11,5% со 157,2 до 139,1 млрд. рублей. Причем, снижение кредитования наблюдается по всем банковским структурам области: филиалам банков других регионов – 9,2 млрд. рублей, региональным банкам – 8,8 млрд. рублей. Рис. 2.3. Динамика просроченных задолженностей по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам банковским структур, находящихся на территории области Рис. 2.4. Динамика удельного веса просроченной задолженности в общем объеме кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в разрезе банковских структур, находящихся на территории области Основной объем кредитов населению выдан филиалами банков других регионов – 69,0%, региональными банками выдано около 31,0%. Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме кредитов населению увеличился за год на 0,8 процентных пункта и на 1.01.2010 года составил 2,1%, в абсолютном выражении просроченная задолженность возросла на 1,0 млрд. рублей и составила 3,0 млрд. рублей. В структуре активов кредитных организаций доля выданных межбанковских кредитов и депозитов снизилась с 2,3% до 1,5%». В абсолютном выражении объем межбанковских кредитов и депозитов составил 8,6* млрд. рублей, с начала года снизился почти на 32,0%. На 1 января 2010 года весь объем размещенных межбанковских кредитов и депозитов приходится на региональные банки. Таблица 2.3.4. Основные показатели деятельности кредитных организаций, находящихся на территории области
Влияние финансового кризиса на работу кредитных организаций области ощущалось в течение всего 2009 года: - отозваны лицензии на осуществление банковских операций у двух кредитных организаций: ООО Урайский коммерческий банк, ЗДО «МЕГА БАНК»; - более чем в 2 раза, по сравнению с 2008 годом, снизился финансовый результат работы банков за 2009 год; - несмотря на рост вкладов физических лиц, рост депозитов и прочих привлеченных средств юридических лиц, ресурсная база кредитных организаций области пока не достигла докризисного периода; - в связи с наличием риска не возврата кредитов, снижением долгосрочной ресурсной базы объем выдачи кредитов в 2009 году продолжал снижаться, просроченная задолженность по кредитам росла. Рис. 2.3. Динамика вложений в ценные бумаги в разрезе банковских структур области Вместе с тем, банки области сохранили свою ликвидность, продолжают своевременно осуществлять платежи своих клиентов, наращивать ресурсную базу для увеличения объемов кредитования. 3. Проблемы и перспективы развития банковской системы России в современных условиях Одним из самых первых видимых проявлений кризиса стал кризис ликвидности банковской системы. В условиях благоприятного внешнего фона для заимствований и российские банки, и российские крупные компании набрали много долгов как долгосрочных, так и среднесрочных. По данным министра финансов А. Кудрина всего за 3 года – с 2005 по 2009 – внешний долг негосударственного сектора России увеличился почти в 4 раза и достиг 417,2 млрд. долл., а к концу 2009 года превысил уровень в 500 млрд. долл. Когда начался мировой кризис, большую часть этих долгов зарубежные банки и кредиторы потребовали к возврату. Столкнувшиеся с проблемами сбыта компании и потерявшие доходы люди обнаружили невозможность обслуживать взятые производственные и потребительские кредиты. В результате банковская система оказалась в трудной ситуации. Российское государство, так же как и другие государства мира, направило основные средства, выделенные на антикризисную борьбу, на накачивание банков ликвидностью и на предотвращение дефолтов крупных компаний перед зарубежными кредитами, в результате которых была бы реальной опасность перехода крупных пакетов акций в руки иностранных компаний. Типичными для этого периода моделями поведения банков стало максимальное накапливание средств и предельное ограничение кредитования. Если госбанки продолжали кредитовать по привилегированным спискам «избранные» компании, то коммерческие банки практически свели выдачу новых кредитов к нулю, сосредоточив внимание на работе с нарастающими проблемными долгами и на получении денег из государственных источников, предоставляемых в этот период банкам на гораздо более льготных, чем ранее, условиях. Чтобы компенсировать многократно возросшие кредитные риски, банки увеличили процентные ставки до астрономических значений. Нередки стали предложения по рублевым кредитам под 22–25% годовых и валютным под 18–20%. Понятно, что такая ситуация не могла длиться бесконечно. Банки в конечном счете не могут только копить, они должны и зарабатывать, чтобы иметь возможность обслуживать накопленное. При этом процентные ставки должны быть по силам заемщикам. Пока были условия для валютных спекуляций в рамках проводимой государством «плавной» девальвации рубля, заработки у банков были такие, что никакие кредиты были не нужны – они давали бы крохи по сравнению с прибылями от спекуляций. Однако по мере нормализации валютного рынка и особенно после того, как наметилась тенденция к восстановлению экономической конъюнктуры, возврат к нормальной кредитной работе стал необходимостью. Банки опять возобновили кредитование. Не обошлось тут и без определенного административного давления со стороны государства. Но в нынешней ситуации структура средств у банков такова, что источники «длинных» денег резко уменьшились. Да и сами банки не хотят кредитовать на относительно долгий период и делают это только в крайнем случае – при реструктуризации уже имеющейся задолженности у относительно благополучных заемщиков или при выдаче ограниченного числа новых кредитов особенно надежным компаниям. Ну и, конечно, при выдаче госбанками кредитов стратегическим или считающимся таковыми компаниям. Потому и кредитование «обычных» заемщиков больше чем на 1–2 года – редкость. Процентные ставки хоть и снизились по сравнению с первым полугодием кризиса, но достаточно высоки по сравнению с рентабельностью основных отраслей. Требования к обеспечению кредитов стали существенно жестче, чем до кризиса. По-видимому, подобная ситуация сохранится и в 2010 году. Это, конечно, лучше, чем в первой половине 2009 года, однако для бизнеса все же большое ограничение. Подозрительность банков по отношению к заемщикам будет исчезать постепенно, по мере нормализации экономической жизни. Государственные подпитки банков, скорее всего, не будут такими щедрыми. Уже сейчас, например, объявлено о сокращении и даже прекращении безналогового кредитования коммерческих банков со стороны Центрального Банка. Финансовый кризис негативно повлиял на динамику активов российских банков. Во-первых, замедляются темпы роста банковской системы, происходит ее сжатие. Среднемесячные темпы прироста активов в 2008 г. снизились с 3,1 до 2,8%, и только в результате принятых антикризисных мер государства и девальвации рубля в IV квартале не опустились еще ниже. В 2009 г. они могут уменьшиться до 0,97% . Происходит сжатие ресурсной базы банков. Без учета переоценки вклады населения за 7 месяцев кризиса фактически сократились на 1%, привлечение от юридических лиц – на 0,2%. В 2009 г. прирост привлеченных средств клиентов может составить менее 5%. Снижение клиентских средств в пассивной базе банков компенсируется за счет государственной поддержки и девальвации рубля. Доля государственных средств в пассивах возросла с 0,2 до 12% на конец 2008 г. и может составить 18% к концу 2009 г. Возрос риск разрыва ликвидности. На 1 февраля 2009 г. совокупный объем выданных кредитов превышал объем привлеченных средств клиентов на 17%. По итогам 2009 г. это превышение может составить 19%. Во-вторых, замедляется темп роста кредитования реального сектора и населения. Рост кредитования реального сектора происходил за счет кредитов, выдаваемых государственными банками. Прирост корпоративного портфеля у 5 госбанков может составить около 25–30%. У остальных коммерческих банков кредитный портфель юридических лиц предположительно будет снижаться. А совокупный кредитный портфель в 2009 г. возможно увеличится примерно на 5–6%. Его доля в активах снизится с 72 до 67%. Развитие розничного кредитования в условиях высоких рисков и ухудшения платежеспособности населения теряет приоритетное значение. Розничный портфель ссуд, скорее всего, по итогам 2009 г. сократится на 2–3%. В-третьих, ухудшается качество кредитного портфеля. Совокупная просроченная задолженность за 7 месяцев кризиса выросла почти вдвое и на 01.02.09 составила 2,3%. Текущий формат отчетности не позволяет определить реальный объем «плохих» кредитов. Если попытаться оценить их в соответствии с международными стандартами и выделить из общей суммы задолженности кредиты, просроченные более 90 дней, то уровень «плохих» активов может уже сейчас составить 5–7% от кредитного портфеля. По прогнозам различных аналитиков, доля уже к середине 2009 г. достигнет 10–12%. В-четвертых, снижается прибыльность и эффективность банков. Чистая прибыль в IV квартале 2008 г. уменьшилась более чем в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Девальвация рубля и переоценка валютных активов привели к росту доходов от валютных операций в 15 раз. Именно этот фактор и обусловил положительную прибыль по итогам IV квартала 2008 г. Без его учета убыток составил бы 136 млрд. руб. Из-за ухудшения качества кредитных портфелей резервы возросли в 11 раз и нивелировали позитивную тенденцию роста операционного дохода. В 2009 г. чистый убыток по итогам года может достичь 0,8 трлн. руб. Причиной станут возросшие расходы на создание резервов. Все эти тенденции 2009 г. говорят о том, что банковской системе необходим комплекс поддерживающих мер со стороны государства. Благодаря усилиям Правительства РФ и Банка России в целом кризис ликвидности в банковской системе удалось преодолеть. На повестке дня стоит вопрос ухудшения качества кредитного портфеля банков в условиях стагнирующего, в последние несколько месяцев, рынка кредитования. Необходима и скорейшая реализация такого важного блока мер, как рекапитализация банковской системы. С формальной точки зрения, эти меры можно разделить на два класса: временная корректировка регуляторных требований и меры по дополнительному финансированию со стороны государства. Временная корректировка регуляторных требований не нуждается в отвлечении государственных средств, она даст банкам дополнительную гибкость и пространство для маневров в работе с просроченной задолженностью и пополнения капитала. Для этого нужны следующие меры: – снижение норматива достаточности капитала с 10 до 8% – может рассматриваться как промежуточный шаг к переходу российской банковской системы на нормы Базеля II. Данная мера не приведет к снижению капитализации банковской системы, но даст отдельным кредитным организациям инструмент и время для восстановления капитализации, потерянной во время кризиса; – включение в капитал банков акций и долей участия, приобретенных в процессе реструктуризации ссудной задолженности. Переход предметов залога под контроль залогодержателя в настоящее время законодательно упрощен. Но возможности, предоставленные законодательством, необходимо закрепить на уровне нормативных актов Банка России; включение в капитал банков вложений в капиталы дочерних компаний, созданных для работы с залоговыми активами, которые перешли под контроль фанка. Предложенные меры могут носить временный характер. Они не означают ослабления надзорных требований. Это, прежде всего, меры адекватного реагирования на кризис и стремление поддержать банки в их работе по сохранению качества активов. Также среди подобных мер можно назвать снятие ограничения на долю субординированных кредитов, учитываемых при расчете капитала, и доведение их до 100% от капитала первого уровня. Такая мера позволит снизить давление на акционеров по наращиванию капитала первого уровня в условиях снижения прибыли банков. Вторая группа мер требует дополнительных денежных вливаний в банковскую систему со стороны государства. Их реализация уже начата – через программу субординированного кредитования ВЭБом на увеличение капитала второго уровня. Однако необходимо: – пересмотреть ограничения размера субординированных кредитов ВЭБа с 15% от капитала на 60% на последнюю квартальную отчетную дату; – изменить соотношение средств акционеров и государства по программе ВЭБ с 1:1 на 1:4; – увеличить срок размещения средств Фонда национального благосостояния в ВЭБе до 2039 г., чтобы соответственно увеличить срок предоставления субординированных кредитов. Все эти меры нужно утвердить внесением поправок в Закон №173-ФЗ. Средств государственного бюджета и ресурсов Правительства РФ может оказаться недостаточно для того, чтобы поощрить кредитование реального сектора. Если кризис будет продолжительным, банки «проедят» капитал очень быстро и потребуется дальнейшая рекапитализация системы. Поэтому отдельным блоком хотелось бы выделить необходимую для рынка программу защиты активов. Для снижения давления на банки растущей доли проблемных, активов можно предоставлять по ним государственные гарантии на возмездной основе, что приведет к сокращению активов под риском и снизит давление на капитал. Данная мера предусматривает разработку программы распределения убытков между банком и третьей стороной. Банки остаются полноправными участниками процесса при любом уровне потерь, что позволит сохранить их заинтересованность в самостоятельной работе с пулом проблемных долгов. Такой комплекс мер сейчас реализуется в Великобритании и США. Он эффективно повышает устойчивость рынка и страхует от дальнейшего ухудшения качества активов, снижает требования к капиталу банков и не нуждается в денежных вливаниях правительства. Программа защиты активов относительно несложна с точки зрения организации, не требует больших затрат времени и не исключает другие пути финансирования для увеличения активов. Но программа не лишена недостатков, они связаны в основном с тем, что «плохие» активы продолжат сказываться в будущем. Для запуска такой программы необходимы следующие шаги. 1. Создание рабочей группы в составе представителей ЦБ РФ, Министерства финансов и коммерческих банков. 2. Оценка и отбор классов активов, наиболее подверженных ухудшению и негативно влияющих на реальный сектор экономики. Оценка объема проблемных кредитов на текущий момент и динамики качества активов на следующие 12–24 месяца. 3. Разработка механизма предоставления гарантий, а также критериев отбора банков – участников программы исходя из концентрации «плохих» активов. 4. Подготовка проекта изменений законодательно-правовой базы для внедрения программы защиты активов. Схему защиты активов реально внедрить уже к концу III квартала 2009 г. Промежуточным решением до внедрения программы защиты активов может быть рекапитализация банков, а также предоставление субординированного долга. Эти меры дополняют друг друга. Очевидно, что государству будет сложно оказывать поддержку и одновременно осуществлять рекапитализацию всех банков. При таком подходе невозможен и качественный контроль за использованием финансовой помощи. Но, помимо государственных мер, есть еще одно необходимое условие для выхода из сложившейся ситуации – консолидация банковской системы. Для этого имеется ряд фундаментальных предпосылок. Коэффициент проникновения банковских продуктов, измеряемый как объем активов на душу населения, остается у нас достаточно низким. На конец 2008 г. он составлял 4,8 тыс. евро. По этому показателю Россия в десятки раз отстает от стран Западной Европы, где на душу населения приходится 150–600 тыс. евро, и в несколько раз – от стран Восточной Европы и других развивающихся рынков. При этом прибыльность российской банковской системы до кризиса была сравнительно высокой, что делало этот сектор привлекательным для инвестиций. И даже, несмотря на то, что кризис существенно ухудшит прибыльность кредитных организаций, в долгосрочной перспективе банковский сектор останется привлекательным. По сравнению с зарубежными рынками банковская система РФ очень сильно фрагментирована. Ее основу составляют 30 ведущих банков, тогда как в большинстве западных стран количество лидеров почти вдвое меньше. И ни одна страна не может похвастаться таким огромным количеством малых и средних банков – у нас же их более тысячи. В России, в отличие от других стран, исключительно высока доля государственных банков – до кризиса на них приходилось 47% активов банковской системы. Этот показатель будет расти во время кризиса – на конец февраля он уже достиг 53%, и эта тенденция сохранится до конца 2009 г. Ни на одном из развитых рынков данный показатель не превышает 5%, среди развивающихся стран максимальное значение – 35%. Такая высокая концентрация государственных банков значительно ухудшает конкурентную среду. В сложившейся ситуации именно государство может взять на себя роль арбитра и стимулировать консолидационные процессы в банковском секторе, а также содействовать появлению необходимой инфраструктуры, изменять законодательство и предоставлять дополнительное финансирование. Программа действий по консолидации должна быть детально прописана, чтобы была цельная и ясная картина действий и ожидаемых последствий, а также понимание сроков и схем возврата выделенных государством средств финансовой поддержки. Если быть последовательными в своих действиях, то при выходе из кризиса можем получить принципиально иную целевую структуру российской банковской системы – сильную, концентрированную, конкурентную. Заключение В России сложилась двухуровневая банковская система, в которой первый представлен Центральным банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из многочисленных негосударственных банков. Банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов. Крупнейшие банки накапливают определенный потенциал для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсов как «локомотивов» российской экономики. Повысился интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые либо оригинальные и конкурентноспособные на мировом уровне производства. Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской конкуренции, расслоением среди банковских учреждений. Банковское дело затрагивает в конечном счете ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции должен стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе – духовной, нравственной, материальной. Надежность банка – главная из составляющих той основы, на которой сохраняются и приумножаются средства Акционеров и Клиентов. Финансовый кризис негативно повлиял на динамику активов российских банков: – во-первых, замедляются темпы роста банковской системы, происходит ее сжатие; – во-вторых, замедляется темп роста кредитования реального сектора и населения; – в-третьих, ухудшается качество кредитного портфеля; – в-четвертых, снижается прибыльность и эффективность банков. Все эти тенденции 2009 г. говорят о том, что банковской системе необходим комплекс поддерживающих мер со стороны государства. Благодаря усилиям Правительства РФ и Банка России в целом кризис ликвидности в банковской системе удалось преодолеть. На повестке дня стоит вопрос ухудшения качества кредитного портфеля банков в условиях стагнирующего, в последние несколько месяцев, рынка кредитования. Необходима и скорейшая реализация такого важного блока мер, как рекапитализация банковской системы. С формальной точки зрения, эти меры можно разделить на два класса: – временная корректировка регуляторных требований; – меры по дополнительному финансированию со стороны государства. Государству будет сложно оказывать поддержку и одновременно осуществлять рекапитализацию всех банков. При таком подходе невозможен и качественный контроль за использованием финансовой помощи. Но, помимо государственных мер, есть еще одно необходимое условие для выхода из сложившейся ситуации – консолидация банковской системы. В сложившейся ситуации именно государство может взять на себя роль арбитра и стимулировать консолидационные процессы в банковском секторе, а также содействовать появлению необходимой инфраструктуры, изменять законодательство и предоставлять дополнительное финансирование. Программа действий по консолидации должна быть детально прописана, чтобы была цельная и ясная картина действий и ожидаемых последствий, а также понимание сроков и схем возврата выделенных государством средств финансовой поддержки. Список использованной литературы 1. Адушкина Е.Ю. К вопросу о правоспособности кредитной организации Блиндер А. Финансовый бизнес. – 2004. – №1. – С. 26–31. 2. Богатова Е.Р. Год 2010-й. Со щитом или на щите? Будицкий А.Е. Управление в кредитной организации. – 2009. – №3. – С. 26–31. 3. Варламов В.Ю., Гасников К.Д. Быть или не быть в России филиалам иностранных кредитных организаций? Гамза В. Банковское дело в Москве. – 2006. – №11. – С. 28–32. 4. Глазкова О.А. Состояние и перспективы развития банковской системы Глазкова О.А. Международные банковские операции. – 2007. – №4. – С. 33–36. 5. Головинов П.Н. Особенности реализации кредитно-денежной политики в современных экономических условиях. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2004. – С. 258. 6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ СЗ РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301. 7. Грязнова А.Г. Денежно-кредитная и валютная политика: научные основы и практика. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 145. 8. Гузнов А.Г. Кредитные организации становятся более прозрачными Донских А.М. Банковское дело. – 2009. – №5. – С. 34–38. 9. Ерпылева Н.Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства Калантырский Д.Я. Юридическая работа в кредитной организации. – 2006. – №1. – С. 19–21. 10. Карашев К.В. О некоторых вопросах реформирования банковского надзора Карминский А.М., Морозкин А.Ю. Управление в кредитной организации. – 2009. – №6. – С. 33–38. 11. Коваленко Г.Н. Стратегии выхода банковской системы из кризиса Козлов А.А. Деньги и кредит. – 2004. – №2. – С. 15–19. 12. Конституция РФ Российская газета от 25.12.1993 года. 13. Коробова Г.Г. Банковское дело. – М.: Экономистъ, 2008. – С. 265. 14. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник. – М.: Маркет ДС, 2009. – С. 185. 15. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник. – М.: Маркет ДС, 2009. – С. 186. 16. Кредитные организации в России: правовой аспект. – «Волтерс Клувер», 2006 г. – С. 264. 17. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию Орлова Н. Банковское обозрение. – 2007. – №12. – С. 38–42. 18. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 г. – М: Банк России, 2008. – С. 85. 19. Основы банковской деятельности / Под ред. Жукова, Тагирбекова. – М., Издательский дом «Инфра-М», 2008 г. – С. 238. |
|
© 2000 |
|