РУБРИКИ |
Банковская система РФ и проблемы ее формирования в условиях рыночной экономики |
РЕКЛАМА |
|
Банковская система РФ и проблемы ее формирования в условиях рыночной экономикиБанковская система РФ и проблемы ее формирования в условиях рыночной экономикиВВЕДЕНИЕ Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль. Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают. Иными словами, в нашем сознании так долго и настойчиво внедрялся командный стиль управления народным хозяйством, а банки настолько были загнаны в угол, потеряли свой авторитет и назначение, что в настоящее время необходимость восстановления их подлинной рои не звучит с должной убедительностью. Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завершенного понимания того места, которое должны занимать банки в экономической системе управления экономикой. Вся наша теория банков - это фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела. Вопрос о том, что такое банк, не вялятся таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки - это хранилища денег. Вместе с тем данное и подобное ему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном хозяйстве. Еще более запутывает дело само терминологическое значение слова банк ("банко" - скамья, на которой совершались денежные и кредитные операции) а также такие современные выражения, как банк данных, банк растений, книжный банк, которые к банку, как таковому, не имеют никакого отношения. Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. В своей работе я попробую показать сущность банка с разных общественных позиций, типы банков , банковскую систему России, проблемы, существующие на сегодняшний день у банков, возможные пути их решения, тенденции развития банковской системы в России. Глава 1. Общее понятие банковской системы. 1.1 Понятие и признаки банковской системы Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. В Из этого же предположения о содержании системы исходит и немецкое законодательство, а также некоторые немецкие авторы. В одном из лучших немецких учебников «Банковское дело» под редакцией проф. X. Е. Бюшгена отмечается, что банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, эмиссионного банка. Центральный банк играет ведущую роль - роль банка банков. Вместе с тем термины «система» и «банковская система» определяют не
только состав банков. По содержанию понятие «банковская система» более
широкое, оно включает: Банковская система характеризуется следующими свойствами: 1. Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям. К примеру, на рынке функционируют торговая система, система транспорта и связи, исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов и т. п. Каждая из данных и других систем имеет свое особое назначение. Они соприкасаются друг с другом, но имеют разные задачи. В банковскую систему нельзя включать производственные, сельскохозяйственные единицы, занятые другим родом деятельности. 2. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними. Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеется в виду, что она в качестве составного элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают «окраску» банковской системе. Вместе с тем это не следует понимать так, что сущность банковской системы есть сложение сущностей ее элементов. Сущность банковской системы - это не арифметическое действие, а проникновение в новую более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдельных элементов, но и их взаимосвязь. Сущность банковской системы обращена не только к сущности частных, составляющих элементов, но и к их взаимодействию. Из этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее отдельных элементов. Практика знает несколько типов банковской системы: В противоположность распределительной системе банковская система
рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Различия между этими двумя типами системы представлены в таблице: |Распределительная (централизованная) |Рыночная банковская система | Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.). Банковская система находится в стадии переходной системы: она содержит
компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще
недостаточно развито. Известно, что та или иная система так или иначе
происходит из предшествующей, поэтому содержит «родимые пятна» прошлого. 3. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие
частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части Теоретически можно предположить, что даже в том случае, если в банковской системе исчезает первый ярус - центральный банк, то вся система не разрушается, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты, проводить другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и деловым, коммерческим банкам. 4. Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. Здесь выделяются два момента. Во-первых, банковская система как целое все время находится в движении,
она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Например,
еще недавно в России не было муниципальных банков, сейчас они созданы в
ряде крупных экономических центров. Существенное место занимали мелкие
банки (с капиталом до 100 млн. руб.), постепенно их число сокращается,
достигнув к 1 сентября 1997 г. 1,4% общей численности кредитных учреждений. Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. 5. Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская «тайна». По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении. 6. Банковская система - «самоорганизующаяся», поскольку изменение
экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно не за счет основной, а побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска, банки активизируют свою деятельность, как по обслуживанию основной производственной деятельности предприятий, так и долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений. Банки, не принявшие меры, учитывающие меняющиеся события, неизбежно оказываются в трудном экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете, перестают существовать. 7. Банковская система выступает как управляемая система - Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы). Все эти признаки свойственны и российской банковской системе, которая в
современных условиях, будучи системой переходного периода, тем не менее,
является развивающейся системой. Только за 1994 г. число банков возросло с 1.2. Характеристика элементов банковской системы Элементы банковской системы образуют единство, выражают при этом специфику целого и выступают носителями его свойств. Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов. На практике функционирует многообразие банков. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом. По форме собственности выделяют - государственные, акционерные,
кооперативные, частные и смешанные банки. Государственная форма
собственности чаще всего относится к центральным банкам. Капитал Банка Коммерческие банки в рыночном хозяйстве чаще всего являются частными (по международной терминологии понятие частного банка относится не только и даже не столько к банкам, принадлежащим отдельным лицам, сколько к акционерным и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства коммерческие банки, как правило, бывают государственными. По законодательству большинства стран на национальных банковских рынках
допускается функционирование иностранных банков. В ряде стран (во Франции и
др.) деятельность иностранных банков не ограничивается. В России, Канаде и
других странах для иностранных банков вводится определенный коридор, в
количественных рамках которого они могут развертывать свои операции. В По правовой форме организации банки можно разделить на общества
открытого и закрытого типов ограниченной ответственности. По экспертным
оценкам, к концу 1995 г. в России в режиме закрытых форм работало примерно По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие. Эмиссионными являются все центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов. Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией. Коммерческие банки заняты всеми операциями, дозволенными банковским законодательством. Коммерческие банки составляют основное ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства. По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направленности их деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др. В отличие от универсальных банков специализированные банки специализируются на определенных видах операций. В России чаще всего декларируется необходимость развития универсальных
банков. Считается, что универсальность деятельности способствует
диверсификации и уменьшению риска, более удобна клиенту, поскольку он может
удовлетворять потребности в более многообразных видах банковского продукта. Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно с развитием специализации банковского хозяйства. Такова закономерность развития мирового банковского сообщества. Принято считать, что специализация позволяет банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость банковского продукта. Идея специализации более характерна для банков США. Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации. В том и в другом случаях банки могут получить хорошую прибыль, и лишь клиенты могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется более предпочтительной. Виды банков можно классифицировать и по обслуживаемым ими отраслям. Это
могут быть банки многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из
отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую
промышленность, сельское хозяйство). В России преобладают многоотраслевые
банки, что более предпочтительно с позиции снижения банковского риска. По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и
многофилиальные. Наибольшее число филиалов в России имеет Сберегательный
банк РФ. В целом по России на 1 января 1997 г. насчитывалось 39549
филиалов, или в среднем 2,5 филиала на каждый коммерческий банк. Наибольшее
количество филиалов сконцентрировано в Москве и Московской области. Второе
место после Центра занимает Урал, далее – Дальний Восток, Поволжье, По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и муниципальные банки. По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения. В ряде стран функционируют учреждения мелкого кредита. К ним относятся ссудосберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и др. Наличие в составе коммерческих банков кредитных организаций с небольшим
уставным капиталом не укрепляет позиции банковской системы в целом. В банковской системе действуют также банки специального назначения и кредитные организации (не банки). Банки специального назначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, осуществляют финансирование определенных государственных программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции, вытекающие из их статуса как банка. Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка, они выполняют лишь отдельные операции, в связи с чем не получают от Центрального банка лицензию на осуществление совокупной банковской деятельности. Общая сумма объявленных уставных фондов коммерческих банков России на 1
января 1994 г. составила 968,0 млрд. руб., на 1 января 1995 г. - 4396,8
млрд. руб.; соответственно сводный баланс банков (брутто) составлял К. элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др. В условиях рынка банки прежде всего нуждаются в широкой и оперативной
информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий,
отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услугами. Информация, необходимая банкам, обычно предоставляется специальными агентствами - кредит-бюро, в ряде стран сведения, в которых нуждаются банки, можно почерпнуть в многочисленных справочниках (торговых и промышленных регистрах), журналах, специальных оперативных изданиях, а также запросить в центральном банке, где ведется картотека клиентов. Необходимым компонентом банковской инфраструктуры выступает и методическое обеспечение. В силу переходного периода, когда старые инструкции бывшего Государственного банка СССР оказались неприемлемыми, полностью пакет новых положений и методических указаний еще не укомплектован. Особенность российских коммерческих банков состоит в том, что они зачастую не имеют унифицированных подзаконных актов, осуществляют операции на базе своих собственных методик и положений. Не оформившимся блоком банковской инфраструктуры является также научное обеспечение. Оно затрагивает как функционирование банковской системы в целом, так и отдельных банков. К началу 1995 г. в России пока не было создано достаточно представительных научных центров, деятельность научных работников не была скоординирована. В структуре отдельных коммерческих банков, как правило, отсутствовали аналитические подразделения, осуществляющие исследование рынка банковских услуг, эффективность банковских операций. Важнейшим элементом банковской инфраструктуры выступает кадровое
обеспечение. В России существует сеть специальных высших учебных заведений,
факультетов, техникумов, в которой подготавливаются кадры финансово-
банковского профиля; формируется сеть начальных учебных заведений -
финансово-банковских школ, колледжей, где преподавание общенаучных
дисциплин сочетается с преподаванием основ специальных предметов -
финансов, банковского дела, бухгалтерского учета и др. Примером такого ВУЗа
может служить Московский Институт Радиотехники Электроники и Автоматики Увеличение числа субъектов рыночного хозяйства, объема выполняемых банками операций поставили перед банками и задачи перехода на новые каналы связи, более высокого уровня технического обслуживания при совершении банковских операций. Постепенно российская банковская система оснащается новыми средствами связи, обеспечивающими высокую скорость платежей и расчетов. Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство,
которое призвано регулировать банковскую деятельность. В настоящее время в 1.3. Особенности построения банковской системы России В XVIII - начале XX вв., вплоть до проведения кредитной реформы 1930- Результатом проведения кредитной реформы 1930-1932 гг. явилось построение кредитной системы распределительного типа. Роль коммерческих банков в системе начала снижаться, и впоследствии в нашей стране сложилась монобанковская система, состоящая из государственных банков. До проведения банковской реформы 1987-90-х гг., в бывшем СССР, как и в некоторых других странах Восточной Европы, утвердилась в основном следующая структура банковской системы: центральный государственный банк с широкими функциями - эмиссионный центр, главный государственный кредитный, расчетный и кассовый институт страны; государственный банк, обслуживающий сферу капитального строительства; банк для внешней торговли. Важным фактором, определяющим структуру банков, их численность,
выступает общая направленность хозяйственного механизма. Курс на жесткую
централизацию, концентрацию власти порождает монобанковскую систему,
основанную на функционировании только одного банка (нескольких
соподчиненных банков). Концепция же разрушения монополизма, децентрализации
управления экономикой логически обусловливает схему, основанную на
деятельности нескольких самостоятельных банков. Именно по этому пути пошли
такие экс-социалистические страны, как Венгрия, Китай, Югославия. Такая
схема принята и в мировой западной практике, где наряду с центральным
банком действует множество частных и государственных кредитных институтов Разделение банков на эмиссионный и деловые (коммерческие) не противоречит созданию нового экономического механизма в России. Банковская система, состоящая из центрального банка, организующего денежное обращение и не обслуживающего клиентов (за исключением банков), а также банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой. Разделение банковских функций дает возможность Центральному банку Коммерческие банки ближе к интересам клиента, полнее координируют с ним свою деятельность, позволяют более оперативно решать задачи, которые возникают перед ними на современном этапе, и могут составить конкуренцию прочим кредитным организациям. В современных условиях развития товарно-денежных отношений, экономических методов хозяйствования роль банков в экономике существенно повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни одно звено управления экономикой. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. В настоящее время в России функционируют разнообразя виды банков, в том числе с различной формой собственности: государственной, частной, кооперативной, смешанной (включая иностранный капитал). В соответствии с российским законодательством государственной считается собственность федеральная и субъектов Федерации. Поэтому государственными должны считаться те банки (помимо Центрального), капитал которых является достоянием либо РФ в целом; либо республик в составе РФ, краев, областей и других субъектов Федерации; либо в акционерном капитале преобладают акции государственных учредителей (например, государственные предприятия и организации). Если в формировании уставного капитала такого банка участвуют негосударственные структуры либо иностранные государственные или негосударственные институты, то речь идет об одном из вариантов совместных банков. Совместными выступают, например, Межгосударственный банк заинтересованных стран -членов СНГ и Российский банк реконструкции и развития. Возможные варианты смешанных банков: государственно-частный, государственно-кооперативный, частно-кооперативный. К смешанному виду относятся также муниципальные (коммунальные) банки, получившие в современной банковской системе России официальное право на существование лишь в середине 1993 г. (постановление ВС РФ «О создании муниципальных банков в городах» от 22 июля 1993 г.). Кооперативные банки, характеризующиеся особой формой собственности и особым механизмом использования получаемой прибыли (она в основном расходуется на оказание льготных услуг участникам банков - как правило, кооперативам). Только в Москве действуют, например, следующие кооперативные банки, Актив, Единство, Москоопбанк и др. Формально международным может считаться любой банк хотя бы с одним зарубежным филиалом. Например, Промстройбанк в 1996 г. имел свои представительства в Лондоне, Женеве, Франкфурте-на-Майне и Нью-Йорке. Российские загранбанки следует считать одновременно элементами
банковских систем России и принимающих стран. К их; числу относятся: В России функционируют банки с различной степенью независимости. Дочерний банк - формально независимый коммерческий банк, контролируемый другим банком (другими банками), который в силу этого выступает в роли материнского банка (банка-холдинга). Условием таких взаимоотношений является обладание материнским банком контрольным пакетом акций (паев) дочернего банка. Дочерний банк можно рассматривать и как банк, и как структурное подразделение банка («подбанк»). Это своеобразная переходная форма. Банк-сателлит, или «карманный» банк - банк, уставный капитал которого сформирован преимущественно из средств клиентов, что ведет к излишней концентрации влияния у наиболее крупных учредителей, оказывающихся способными навязывать решения, противоречащие как интересам большинства вкладчиков и учредителей, так и задачам роста эффективности деятельности самого банка. По сути это дочерние банки различных производственных и торговых структур. Уполномоченными (агентскими) называют банки, выполняющие по договорам те
или иные операции для органов власти и управления, в том числе для
центрального банка. Так, Промстройбанк выступает агентом правительства РФ
по финансированию и кредитованию важнейших государственных программ
развития промышленности, строительства, транспорта и связи. В последние
годы многие коммерческие банки и кредитные учреждения стали уполномоченными Понятие «уполномоченный банк» употребляется и в другом смысле, когда не предполагается снижения уровня независимо одного банка по сравнению с другими. Например, любой банк получив валютную лицензию, превращается тем самым в уполномоченного агента государственного валютного контроля. По масштабу деятельности банки, как уже отмечалось, можно классифицировать по размеру их капитала. Большинство российских коммерческих банков в 1997 г. продолжают оставаться небольшими. По организационо-правовой форме российская практика знает два основных вида банков: паевые банки и акционерные. При этом последний вид делится на два подвида: акционер банки закрытого типа (АБЗТ) и акционерные банки открытого типа (АБОТ). Очевидным преимуществом открытой формы являются более широкая возможность привлечения капиталов и большая свобода действий для участников (акционеров). Одновременно данная форма менее устойчива, меньше защищена от «окружающей среды», в том числе от структур, цель которых - установление контроля над банками, более рискованна для участников. В зависимости от уровня развития, выработанной стратегии и с учетом макроэкономической ситуации в стране и общих тенденций в банковской сфере каждый банк может трансформировать свою организационно-правовую форму в тот вариант, который на данном этапе больше соответствует его задачам и возможностям. В то же время суммарный объем капитала российских банков относительно невелик. Ограничен по сравнению с мировой практикой набор предоставляемых ими банковских операций и услуг. Между тем практически все они стремятся быть универсальным. Процесс создания новых банков сопровождается укрупнением наиболее
динамичных, проводящих агрессивную политику банковских структур. Наблюдается дальнейшая интернационализация банковской системы России за
счет появления на российском рынке банков с участием иностранного капитала. В целях регулирования притока иностранных банков в России
предусматривается установить два переходных периода, в течение которых Во время первого периода (до 1 января 1996 г.) все банки стран ЕС, за
исключением тех банков, которые получили лицензию от ЦБ РФ и приступили к
обслуживанию российских резидентов до 15 ноября 1993 г., не могли проводить
операции с российскими резидентами. При этом была достигнута
договоренность, не закрепленная юридически, о том, что банкам государств В течение второго периода – до конца июня 1999 г. Российская Федерация
вправе использовать другие ограничения, наиболее важными из которых
являются запрет на проведение иностранными банками операций с акциями
российских компаний и установление минимального остатка на счете частного
лица - резидента РФ в иностранном банке в размере 55 тыс. ЭКЮ. Другими
словами, только очень состоятельные российские граждане, которые могут
положить на счет сумму 55 тыс. ЭКЮ, имеют право обслуживаться в иностранном
банке. Кроме того, в течение этого срока Россия вправе ограничивать
количество филиалов, которые будут на ее территории открывать иностранные
банки. В настоящее время Центральный банк РФ разрешает иностранным банкам,
помимо головной конторы, открывать один филиал. Наконец, Российская Параллельно с расширением сети коммерческих банков принимаются меры по
укреплению их надежности. В этом направлении активную работу проводит Быстрый рост числа банков породил проблему распыленности банковского
капитала. Изначальная недостаточность капитала влечет за собой цепочку
дальнейших негативных последствий: невозможность предоставлять сколько-
нибудь значимые для клиентов кредиты, управлять кредитными рисками с
соблюдением принципов разумной осторожности и установленных Банком России
экономических нормативов, недостаточная рентабельность операций и др. В Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации,
определяемых как сумма уставного капитала фондов кредитной организации и
нераспределенной прибыли был установлен в сумме, эквивалентной 5 млн. ЭКЮ Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации
с ограниченным кругом операций был установлен в сумме, эквивалентной 1 млн. Предполагается, что процесс укрепления банковской системы будет сопровождаться преобразованием банков, не соответствующих новому уровню минимального капитала, в другие кредитные организации с ограничением круга выполняемых ими операций (прежде всего запрещением привлечения вкладов населения), либо в филиалы более крупных банков. В результате принятых решений Банка России активизировался процесс создания банков с более крупным капиталом, удовлетворяющим новым стандартам. Процесс концентрации банковского капитала позволит укрепить надежность всей системы банков. Одновременно разрабатывается нормативная база по процедуре санации, реорганизации и ликвидации банков, в первую очередь, в связи с их несостоятельностью (банкротством). Таким образом, можно выделить следующие особенности построения банковской системы России. 1. Первый этап реформирования банковской системы отличался быстрым
ростом численности кредитных учреждений. В конце 80-х гг. многие считали,
что найдены правильные пути быстрейшей реорганизации банковского дела. В 1995 г. свое существование прекратили больше банков, чем было создано новых, соответственно 225 и 85. Первый квартал 1996 г. подтвердил данную тенденцию: за этот период было отозвано 28 банковских лицензий, а выдано всего шесть[2] Таким образом, динамику создания и прекращения деятельности коммерческих банков в настоящее время можно расценить как завершение экстенсивного этапа развития банковской системы. Этот вывод подтверждается также принятием Центральным банком РФ нормативного акта № 276 «О требованиях к банкам ходатайствующим о получении лицензии на осуществление банковских операций». В соответствии с этим документом в российской банковской практике вводятся два вида базовых лицензий: первая дает право на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств населения) со средствами в рублях и в валюте, вторая – на привлечение во вклады средств физических лиц. Механизм выдачи лицензий на совершение валютных операций также претерпел
изменения. ЦБ РФ принял решение, в соответствии с которым вновь создаваемые
банки могут претендовать на получение валютной лицензии, дающей право на
установление прямых корреспондентских отношений с неограниченным числом
иностранных банков уже в самый момент подачи документов (а не получать
последовательно внутреннюю, расширенную и генеральную лицензии, как это
было до недавнего времени). При этом банк, обладающий уставным капиталом в Генеральная лицензия позволяет банку открывать свои филиалы за границей
и приобретать акции банков-нерезидентов. Банк, претендующий на генеральную
лицензию, должен иметь право на проведение всех видов банковских операций Второй вид базовой лицензии, дающей право на привлечение средств
населения, кредитная организация может получить лишь после двух лет работы
на рынке. Для этого банк должен иметь устойчивое финансовое положение,
которое будет оцениваться на базе нормативов Банка России, изложенных в 2. Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще
недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в отдаленных районах. 3. Законодательные основы функционирования современной банковской
системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов «О центральном
банке РФ» и «О банках и банковской деятельности». В 1995 и 1996 гг. эти
законы были приняты Государственной Думой в новой редакции. Закон «О В новой редакции «Закона о банках и банковской деятельности» четко прослеживаются три основных принципа: либерализация ведения банковской деятельности, усиление мер по обеспечению' устойчивости банковской системы, приближение положений закона к нормам прямого действия. Закон, по существу, впервые в российском банковском законодательстве исчерпывающе определил перечень и существо исключительно банковских операций, для которых потребуется лицензия ЦБ РФ и которые могут осуществлять только особым образом зарегистрированные «кредитные организации». Закон внес определенную ясность в регулирование деятельности банков на рынке ценных бумаг, обусловил изменения в порядке регистрации банков и ужесточил требования к сохранению банковской тайны. Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|