РУБРИКИ |
Аудит операций банка с иностранной валютой. Нормативное регулирование банковского аудита |
РЕКЛАМА |
|
Аудит операций банка с иностранной валютой. Нормативное регулирование банковского аудитаАудит операций банка с иностранной валютой. Нормативное регулирование банковского аудитаКурсовая работа
по предмету «Банковский аудит» 1. Аудит операций банка с иностранной валютой 2. Нормативное регулирование банковского аудита
2004 Введение........................................................................................................ 3 1. Аудит операций банка с иностранной валютой.............. 5 1.1. Проверка правильности открытия и ведения валютных счетов 5 1.2. Проверка правильности открытия и ведения валютных счетов резидентов Российской Федерации..................................................................................................... 5 1.3. Проверка правильности открытия и ведения счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации................................................... 10 1.4. Проверка выполнения банком функций агента валютного контроля..................................................................................................... 17 1.5. Рабочая программа аудита операций банка с иностранной валютой...................................................................................................... 24 2. Нормативное регулирование банковского аудита..... 29 Заключение............................................................................................... 34 Список используемой литературы........................................... 35 ВведениеАудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг: -постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; -составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; -анализ финансово-хозяйственной деятельности; -оценка активов и пассивов компании или банка; -консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства; -обучение и др. Цель аудиторской оценки - решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента. Коммерческие банки регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Реализуя банковские операции, достигая их слаженности и сбалансированности, коммерческие банки обеспечивают тем самым свою устойчивость, надежность, доходность, стабильность функционирования рыночных отношений. Экономика России в настоящее время не может быть гармонизирована. Предстоит большая работа в этом направлении. Поэтому важно изучение различных элементов передовых технологий мировой экономики, неотъемлемой частью которой является аудит. Российский банковский аудит, в данное время, находится на стадии развития и становления. Нахождение аудиторской системы в такой ситуации подразумевает наличие множества проблем и нерешенных вопросов. Отсутствие сбалансированной законодательной среды тормозит развитие аудита в России. Правительством делаются определенные шаги для поддержания аудиторской деятельности, в частности банковского аудита, так как состояние банковской системы России также зависит от состояния банковского аудита. В нескольких российских банках в настоящее время проходит эксперимент по переходу на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Вслед за банками на международные стандарты планируется перевести и компании. Целью данной работы является рассмотрение общих законодательных и организационных основ аудиторской деятельности в РФ, а также специфических черт аудита банков. Практическая часть работы посвящена разработке методики проведения аудиторской проверки операций банка с иностранной валютой. Таким образом, основными задачами написания работы, в соответствии с Заданием № 20, являются рассмотрение вопросов нормативного регулирования банковского аудита и аудита операций банка с иностранной валютой (валютный контроль и правомерность открытия счетов резидентам и нерезидентам). 1. Аудит операций банка с иностранной валютой1.1. Проверка правильности открытия и ведения валютных счетовПри открытии и ведении валютных счетов необходимо использовать следующие нормативные документы: 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч. 2. Федеральный закон от 26.01.96 № 14-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями); 2. Положение ЦБ РФ от 05.12.2002г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» 3. Инструкцию ЦБ РФ «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам» от 12.10.2000 № 93-И; 4. Инструкцию ЦБ РФ «О специальных счетах нерезидентов типа «С» от 23.03.99 № 79-И (с последующими изменениями и дополнениями). и прочие нормативные документы В данном вопросе можно выделить два основных направления действий аудитора: - проверка правильности открытия и ведения валютных счетов резидентов Российской Федерации; - проверка правильности открытия и ведения счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации. 1.2.
Проверка правильности открытия и ведения валютных счетов
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
(цель проверки) |
Источники получения аудиторских доказательств |
Содержание аудиторской процедуры |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Тестирование системы организации валютного контроля в банке. |
Начальник отдела валютного контроля. |
В беседе с работником Банка выяснить общие вопросы организации контроля, сведения о внешних проверках отдела в отчетном периоде, санкциях, причинах их наложения. Выяснить принцип взимания комиссий валютного контроля, порядок контроля за полнотой взимания, правильность налогообложения НДС. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Проверка наличия и полноты внутрибанковской нормативной базы по совершению валютного контроля. |
Внутрибанковские положения, журналы регистрации документов валютного контроля по экспорту и импорту. |
Ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими осуществление контрольных операций в Банке, Положением об отделе, оценить их полноту и качество. Оценить порядок регистрации документов в досье с точки зрения соответствия внутренним стандартам, возможности контроля по срокам обмена информацией с клиентами. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Проверка полноты документирования процедур валютного контроля |
Досье по импорту и экспорту, досье покупки валюты |
Проверить выбранные досье по импорту, экспорту, покупке на предмет правильности их ведения, их полноты, наличия необходимой информации для контроля: отсутствие оснований для отказа в подписании паспортов сделок, полномочия подписания паспортов сделок, оформленные сведения учётных карточек и ГТД соответствуют |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Проверка организации и документирования валютного контроля по операциям нерезидентов России в рублях. |
Нормативные документы банка, определяющие порядок ведения валютного контроля по операциям нерезидентов. Юридические досье по рублевым счетам нерезидентов. Документы по операциям нерезидентов в рублях и лицевые счета по счетам типа К, Н, Ф, С. |
Определить ответственных за проведение валютного контроля по операциям нерезидентов в рублях, оценить достаточность существующего контроля, в том числе с учетом сведений о штрафах со стороны проверяющих органов валютного контроля. Оценить полноту документов юр. досье по рублевым счетам нерезидентов (по выборке). По выбранным счетам оценить соответствие операций режиму счета. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительно: проверка наличных валютообменных операций |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Проверка наличия и полноты внутрибанковской нормативной базы, регулирующей порядок совершения наличных валютообменных операций. |
Внутрибанковские Положения, регулирующие порядок совершения валютообменных операций, документы, устанавливающие полномочия по установлению и изменению обменных курсов валют в обменных пунктах и операционных кассах банка. |
Проверить наличие внутрибанковской нормативной базы, регулирующей порядок совершения наличных валютообменных операций, ее соответствие требованиям законодательства, наличие должным образом подписанных распоряжений на установление и изменения курсов в обменных пунктах и операционных кассах банка.. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Проверка наличия документов, подтверждающих регистрацию действующих обменных пунктов. |
Свидетельства о регистрации действующих обменных пунктов, приказы руководителя банка на их открытие с указанием перечня совершаемых операций и режима работы, список действующих обменных пунктов, составленный банком по запросу аудита. |
Проверить наличие свидетельств о регистрации и приказов на действующие обменные пункты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Проверка правильности оформления первичной документации обменных пунктов |
Документы дня обменных пунктов, справки формы 0406007. |
По документам дня обменных пунктов проверить а) правильность применяемых форм документов; б) правильность оформления документов; в) обоснованность и своевременность смены курсов в ОП в течение дня; г) правильность исчисления налога на покупку инвалюты и правильность отражения его в справках ф. 0406007 д) правильность заполнения справок формы 0406007 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете |
Лицевые счета балансовых счетов 20202, 20206, 20207, 60301, |
Проверить правильность открытия лицевых счетов. на счете 20202, 20206, 20207 в зависимости от статуса зарегистрированного обменного пункта и от установленного приказом режима его работы. Проверить правильность учета налога на покупку иностранных денежных знаков и своевременность и полноту его перечисления в бюджет. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Проверка правильности и обоснованности формирования доходов и расходов от наличных валютообменных операцийю |
Счета доходов и расходов по валютообменным операциям. |
По отдельным суммам доходов и расходов проверить соответствие отраженного финансового результата условиям операции с учетом обоснованности установления курса обмена. |
Перед тем как приступать непосредственно к проверке операций банка, целесообразно провести общее тестирование системы его внутреннего контроля. Автор предлагает сделать это с помощью теста, приведённого ниже (таблица 2).
Тест по предварительной оценке эффективности
системы
внутреннего контроля банка
№ п/п
Вопрос
Ответ
1.
1.1.
Имеется ли у банка документ, определяющий концепцию развития банка в текущем году с указанием количественных и качественных критериев, которые банк должен достичь? (Указать название документа, кем и когда этот документ утвержден).
1.2.
Когда и кем утверждена Учетная политика банка на отчетный год? Вносились ли изменения в Учетную политику в течение отчетного года и кем они утверждались?
1.3.
Указать документы, определяющие процедуры принятия решений по осуществлению банком основных активных операций (выдача ссуд, осуществление вложений в ценные бумаги, размещение средств на счетах ностро).
1.4.
Указать документы, определяющие распределение функций и полномочий между подразделениями и сотрудниками банка.
1.5.
Указать дату утверждения и орган управления, которым утверждено Положение, регулирующие деятельность службы внутреннего контроля банка;
1.6.
Указать основные документы, определяющие политику банка при проведении операций по размещению средств (ссудные операции, активные операции с ценными бумагами).
1.7.
Указать основные документы, определяющие политику банка по привлечению средств во вклады и депозиты;
1.8.
Разработаны ли банком Положения, регламентирующие процесс эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей)?
1.9.
Разработано ли банком Положение по ограничению рисков при проведении активных операций с ценными бумагами, кем и когда это Положение утверждено?
1.10.
Разработано ли банком Положение о порядке открытия и обслуживания счетов клиентов, расчетной системе, кем и когда оно утверждено?
1.11.
Разработано ли банком Положение о распределении доступа пользователей к осуществлению операций в программном обеспечении, а также к базам данных в компьютерных системах?
1.12.
Разработана ли банком система оценки кредитных рисков, какое подразделение банка производит оценку кредитных рисков?
1.13.
Разработана ли банком методика оценки кредитоспособности заемщиков, в том числе банков-заемщиков, когда и кем она утверждена?
2.
Наличие Положений о структурных подразделениях банка и должностных инструкций для всех штатных работников в банке.
2.1.
Разработаны ли банком Положения о работе филиалов?
2.2.
Разработаны ли банком Положения о работе структурных подразделений головного офиса банка (департаментов, управлений, отделов)? Кем эти Положения утверждены?
2.3.
Разработаны ли банком должностные инструкции на всех штатных сотрудников? Кем эти инструкции утверждены?
3.
Организация внутреннего контроля за деятельностью филиалов.
3.1.
Имеется ли служба внутреннего контроля непосредственно в филиалах банка?
3.2.
Какое количество проверок в филиалах банка проведено службой внутреннего контроля в течение отчетного периода? В том числе:
3.2.1.
- тематических
3.2.2.
- комплексных
Основными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в области банковского аудита и ее лицензирование, являются:
· Федеральный Закон от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,
· Федеральный Закон от 08.0.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
· Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»,
· Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.,
· Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.94 № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" (действует с большими ограничениями),
· Положение Банка России от 23.12.97 № 10-П "О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год" (действует с большими ограничениями),
· Правило (Стандарт) N 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита "Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год" (Одобрено Экспертным комитетом при ЦБР по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., Протокол N 4) (действует с большими ограничениями),
· Правила (Стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (действует с ограничениями).
· Международные стандарты аудита, когда они не противоречат другим Правилам, утвержденным в Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации 7 августа 2001 г. подписан Федеральный закон N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Ранее на протяжении более семи с половиной лет регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ № 2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила вступают в силу на всей территории Российской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в Российской Федерации начался новый этап развития аудита.
Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.
С принятием Федерального закона "Об аудиторской деятельности" российские аудиторы получили уточненную правовую базу и эффективная реализация Закона должна способствовать дальнейшему развитию и укреплению аудита в России, повышению его авторитета в мировом сообществе.
С подписанием 8 августа 2001 года Федерального Закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и 29 марта 2002 года Постановления Правительством Российской Федерации № 190 “О лицензировании аудиторской деятельности” пополнился список нормативных актов, регулирующих деятельности в области аудита.
Законодательно закреплен перечень полномочий нового лицензирующего органа – Министерство финансов Росссийской Федерации. Новым для лицензирования аудиторской деятельности является положение, определяющее минимальный срок действия лицензии. Статья 3 Постановления устанавливает срок, на который может быть выдана лицензия, - пять лет с возможностью дальнейшего продления также на пять лет неограниченной количество раз.
Подробно в Законе дается описание порядка приостановления действия и аннулирования лицензии.
Нововведением Закона является установление максимального предела лицензионного сбора на выдачу лицензии, который не должен превышать 1 тысячи рублей.
В конце 1993 г. были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. В соответствии с ними Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), которыми детально регламентировалась деятельность аудиторов. При разработке правил за основу брался мировой опыт, а именно материал, изложенный в международных стандартах аудиторской деятельности (далее – МСА). Особенностью российских правил была их схожесть с МСА по идеям и с отечественными инструкциями по структуре. В российских стандартах шире и подробнее раскрывались многие вопросы, которые могли вызвать непонимание в условиях становления российского аудита.
После принятия Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" образовался правовой вакуум. Дело в том, что названные правила (стандарты) были написаны в соответствии с Временными правилами, а решения некоторых вопросов уже диктовались Законом.
Эта проблема была урегулирована изданием Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696, которым были утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что правила аудиторской деятельности разработаны с учетом международных стандартов аудита. Фактически новая редакция представляет собой официально утвержденный перевод МСА. Благодаря этому инструкции приобрели лаконичность и утратили подробность старых российских правил (стандартов). Данный факт нельзя однозначно классифицировать как положительный или как отрицательный. Российский аудит всегда базировали на тех же принципах, что и международный, а условности и недопонимания устранялись комментариями.
Правила (стандарты), которые были приняты[4]:
правило (стандарт) N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности";
правило (стандарт) N 2 "Документирование аудита";
правило (стандарт) N 3 "Планирование аудита";
правило (стандарт) N 4 "Существенность в аудите";
правило (стандарт) N 5 "Аудиторские доказательства";
правило (стандарт) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".
Правила, посвященные целям и принципам аудита, скорее, несут теоретическую нагрузку, нежели касаются практических аспектов. Появление правила N 1 в числе первых вновь принятых правил как документа, в котором определяются основополагающие принципы аудиторской деятельности, придает логическую законченность кругу принятых стандартов. Иную роль играет правило "Существенность в аудите", которое по сути является инструментом, способным изменить весь ход проверки, в том числе скорректировать мнение аудитора относительно степени достоверности бухгалтерской отчетности.
В целом можно сказать, что российские законодатели, по-видимому, считают участников российского рынка аудита уже достаточно грамотными и опытными, поэтому считают возможным в значительной степени оптимизировать нормативные документы по аудиторской деятельности.
Таким образом, значение стандартов состоит в том, что они:
· обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
· содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
· помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
· создают общественный имидж профессии;
· обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
Основная проблема проведения в России аудита согласно МСА заключается не в отсутствии соответствующих национальных аудиторских стандартов или неудовлетворительном их содержании, а в необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение этих стандартов теми российскими аудиторскими организациями, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита.
Проведение внешнего аудита является одной из важнейших сторон деятельности любой организации, а особенно – коммерческого банка, т.к. он призван, в первую очередь, проверить полноту и точность отражения в учёте и отчётности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации, а также проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учёта и составления отчётности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала, выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заёмных источников.
Каждый хозяйствующий субъект, включая банки, находящийся в определённых экономических взаимоотношениях, заинтересованы в получении достоверной информации друг о друге.
Владелец банка заинтересован в том, чтобы вкладчики, инвесторы, государство, т.е. лица, от которых зависит дальнейшее развитие деятельности, были уверены в объективности информации.
Что касается пользователей информации, то они часто не имеют специальных навыков для проверки достоверности информации или времени и материалов для такой проверки. Поэтому основная цель аудита банка состоит в полной и всесторонней оценке его деятельности и платёжеспособности, достоверности показателей бухгалтерского баланса и финансовой отчётности, основываясь на принципах достаточности и убедительности аудиторских доказательств.
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
2. Федеральный Закон от 08.0.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч. 2. Федеральный закон от 26.01.96 № 14-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).М.,2000.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности».
5. Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.94 № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" (действует с большими ограничениями).
7. Положение Банка России от 23.12.97 № 10-П "О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год".
8. Положение ЦБ РФ от 05.12.2002г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».
9. Инструкция ЦБ РФ «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам» от 12.10.2000 № 93-И.
10. Инструкция ЦБ РФ «О специальных счетах нерезидентов типа «С» от 23.03.99 № 79-И (с последующими изменениями и дополнениями).
Специальная литература:
1. Аудит банков, под редакцией проф. Г.Н. Белоглазовой и др.:М.,2001.
2. Банковское дело: Учебник/ Под ред. В.П. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Ефремов И.А. Отчётность коммерческих банков. М.: ПРИНТЛАЙН,1997.
4. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. М., 1998.
5. Мамонова И.Д. и др. Банковский аудит. Учебное пособие. М.,1995.
6. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции: Учебное пособие. М: Банки и биржи, 1998.
7. Стандарты аудиторской деятельности. Учебное пособие. М.: 2001.
8. Гутцайт Е.М. Методологические проблемы аудита.// Аудиторские ведомости, 2002, №/№ 1-8.
9. Ситникова В.А. Разработка аудиторскими организациями внутрифирменных стандартов. //Аудиторские ведомости, 2002, №7.
[1] Аудит банков, под редакцией проф. Г.Н. Белоглазовой и др., М:2001, с.97
[2] Инструкция ЦБ РФ «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам» от 12.10.2000 № 93-И
[3] Аудит банков, под редакцией проф. Г.Н. Белоглазовой и др., М:2001, с.156
[4] Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.
|
© 2000 |
|