РУБРИКИ |
Анализ деятельности Центрального Банка Российской Федерации |
РЕКЛАМА |
|
Анализ деятельности Центрального Банка Российской Федерации
Увеличение расходов по указанной статье обусловлено проведением Банком России операций с ОФЗ, находящимися в торговом портфеле, в целях стерилизации свободной рублевой ликвидности кредитных организаций путем продажи ценных бумаг па организованном рынке и продажи ценных бумаг с обязательством обратного выкупа, а также отрицательной переоценкой государственных ценных бумаг Банка России, относящихся к торговому портфелю и обращающихся на рынке, в связи с уменьшением их рыночной стоимости. В октябре 2005 года Банк России осуществил продажу ОФЗ на организованном рынке ценных бумаг Российской Федерации без обязательства обратного выкупа па общую сумму 19850 млн. руб., расходы по которой составили 11280 млн. руб. Данная статья включает расходы по изготовлению и уничтожению денежных знаков, по защите их от фальшивомонетничества, но приобретению и пересылке упаковочных и расходных материалов для обеспечения технологических процессов обработки денежной наличности. Рост по статье обусловлен увеличением объемов производства денежных знаков, в том числе увеличением производства памятных монет из цветного металла номиналом 10 рублей, значительным ростом мировых цен на цветные металлы, повлекшим увеличение отпускных цен на изготовление монет, а также началом изготовления банкнот номиналом 5000 рублей. Пополнение средств дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России осуществлено на основании полученного Отчета об актуарной оценке пенсионных обязательств Банка России и пенсионных расходов за 2005 год, выполненной независимым международным актуарием. По статье «Чистые реализованные курсовые разницы» в основном отражены расходы по сделкам купли-продажи иностранной валюты, заключенным Банком России на внешнем финансовом рынке в рамках проведения операций по управлению валютными резервами. Образование чистых отрицательных реализованных курсовых разниц обусловлено колебанием курсов иностранных валют на внешнем валютно-финансовом рынке. Таблица 21 – Динамика прочих операционных расходов, млн. руб.
Пояснение по статье «Расходы на содержание служащих Банка России» приведено в Отчете о расходах на содержание служащих Банка России (см. Приложение Е). Таблица 22 – Требования и обязательства, учитываемые на внебалансовых счетах, млн. руб.
Ценные бумаги, принятые в обеспечение по сделкам РЕПО, представляют собой ценные бумаги иностранных эмитентов, полученные Банком России по сделкам РЕПО, заключенным с нерезидентами, и отраженные на внебалансовых счетах по номинальной стоимости. Соответствующие средства, размещенные у нерезидентов по сделкам РЕПО, отражены в таблице 2. Ценные бумаги, переданные в обеспечение по сделкам РЕПО, представляют собой ценные бумаги иностранных эмитентов, переданные Банком России по сделкам РЕПО, заключенным с нерезидентами, и отраженные на внебалансовых счетах по номинальной стоимости. Соответствующие; средства, привлеченные от нерезидентов по сделкам РЕПО, отражены в таблице 11. Таблица 23 – Динамика других требований и обязательств, учитываемых на внебалансовых счетах, млн. руб.
В статью «Права требования к зарубежным банкам» по состоянию на 1 января 2005 года включены права требования Банка России к Евробанку, Париж в отношении партисипационного кредита, учитываемые на внебалансовых счетах Банка России, в сумме 19495 млн. руб. Внебалансовые права требования, а также задолженность Евробанка, Париж перед Банком России по партисипационному кредиту, учитываемая на балансовых счетах Банка России в сумме 10015 млн. руб. по состоянию на дату выбытия, были переданы Банком России ОАО Внешторгбанк в рамках отчуждения Банком России ОАО Внешторгбанк долей участия в уставных капиталах и активов, размещенных в росзагранбанках, на условиях и в соответствии с решением Национального банковского совета от 13 декабря 2005 года по цене, равной 10015 млн. руб. по состоянию на дату выбытия. Кроме того, в 2005 году Банк России по требованию надзорных органов Великобритании, Сингапура и Франции подтвердил действие ранее выданных в их адрес комфортных писем (гарантий) в отношении Московского Народного банка, Лондон и Евробанка, Париж на срок 3 и 2 года соответственно. По состоянию на 10 мая 2006 года сумма отрицательных нереализованных курсовых разниц, возникших при переоценке остатков на активных и пассивных счетах баланса Банка России, на которых учитываются средства в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов составила 154750 млн. руб., что превышает сумму накопленных курсовых разниц, отраженных по балансовому счету «Накопленные курсовые разницы» и входящих в состав капитала Банка России, по состоянию на 1 января 2006 года на 28960 млн. руб. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 года № 229 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации» установлено, что управление средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации осуществляется Минфином России путем приобретения за счет средств Стабилизационного фонда иностранной валюты в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов и ее размещения на открытых в Банке России банковских счетах и приобретения долговых обязательств иностранных государств. В приложении В представлен отчет о полученной прибыли и ее распределении. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» прибыль Банка России определяется по итогам года как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 указанного Федерального закона банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 того же закона. Рост прибыли Банка России в 2005 году обусловлен увеличением доходов от размещения валютных резервов в условиях высоких темпов их накопления, а также восстановлением ранее сформированных Банком России провизии под участие в капиталах росзагранбанков и размещенные в них активы в связи с отчуждением Банком России ОАО Внешторгбанк своих долей участия в уставных капиталах росзагранбанков и выкупом у Банка России активов, размещенных в росзагранбанках в конце 2005 года на условиях и в соответствии с решением Национального банковского совета от 13 декабря 2005 года. В то же время в отчетном году сложился и более высокий уровень расходов, обусловленный проведением Банком России операций с использованием инструментов денежно-кредитного регулирования в целях стерилизации свободной рублевой ликвидности банковского сектора, в том числе путем продажи государственных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг. Полученная Банком России по итогам года прибыль распределяется в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии с указанной статьей после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся в распоряжении Банка России прибыль направляется Советом директоров Банка России в резервы и фонды различного назначения. По итогам распределения прибыли Банка России за 2005 год сумма убытков, образовавшихся по итогам деятельности Банка России в 1998 году, полностью погашена. В приложении Г представлен отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России. В соответствии со статьей 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России направляет прибыль, остающуюся в его распоряжении после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в резервы и фонды различного назначения. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, регламентируется Положением Банка России «О порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России», утвержденным Национальным банковским советом 9 апреля 2003 года. В соответствии с Положением Банка России «О порядке формирования и направлениях использования Резервного фонда Банка России» целью формирования Резервного фонда Банка России является обеспечение стабильной деятельности Банка России для выполнения законодательно закрепленных за ним функций. Резервный фонд формируется за счет прибыли Банка России. По решению Совета директоров Банка России в Резервный фонд могут также направляться средства из других фондов и резервов, относящихся к собственным средствам (капиталу) Банка России. В соответствии с порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, и решением Совета директоров Банка России по итогам распределения прибыли за 2005 год в Резервный фонд Банка России перечислено 35959 млн. руб. (2004 год: 1757 млн. руб.). Средства Социального фонда направляются в основном на единовременные выплаты, связанные с социальными нуждами сотрудников Банка России. Социальный фонд формируется за счет прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России. Порядок формирования и расходования средств Социального фонда регламентируется Положением Банка России «О формировании и использовании Социального фонда Центрального банка Российской Федерации». В соответствии с порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, и решением Совета директоров Банка России но итогам распределения прибыли за 2005 год в Социальный фонд перечислено 1638 млн. руб., или 4% (2004 год: 153 млн. руб., или 4%) прибыли, оставшейся в распоряжении Банка России. Накопленные курсовые разницы образуются в связи с переоценкой остатков активных и пассивных счетов баланса Банка России и иностранной валюте при изменении официального курса иностранных валют к рублю. По состоянию на 1 января 2006 года вследствие снижения курса некоторых иностранных валют к рублю накопленные курсовые разницы уменьшились на 18235 млн. руб. Кроме того, после 1 января 2006 года у Банка России сложились отрицательные нереализованные курсовые разницы в размере, превышающем положительный остаток по балансовому счету «Накопленные курсовые разницы» по состоянию на 1 января 2006 года, входящий в состав капитала Банка России. Фонд переоценки основных средств представляет собой прирост стоимости имущества в результате переоценки основных средств, проведенной по постановлениям Правительства Российской Федерации в 1992, 1994, 1995,1996 и 1998 годах. Отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России представлен в приложении Д. Ценные бумаги иностранных эмитентов представляют собой в основном долговые обязательства казначейства США, государственные долговые обязательства Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Австрии, Испании, Финляндии, Ирландии, долговые ценные бумаги внебюджетных фондов и федеральных агентств указанных государств и международных финансовых организаций. Рост по данной статье произошел за счет увеличения вложений в ценные бумаги иностранных эмитентов в связи с ростом валютных резервов. В целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики Минфин России и Банк России, руководствуясь статьей 91 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год», осуществили переоформление облигаций федерального займа, находящихся в портфеле Банка России, в облигации федерального займа с амортизацией долга. Государственные ценные бумаги, полученные от Минфина России в результате переоформления, были учтены по балансовой стоимости переоформляемых ценных бумаг. В 2005 году Банк России продолжил осуществление политики активного применения рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования. В зависимости от ситуации, складывающейся в денежно-кредитной сфере, Банк России осуществлял с использованием государственных цепных бумаг как операции по изъятию свободной ликвидности, так и операции по предоставлению денежных средств кредитным организациям, а именно: продажу государственных облигаций Российской Федерации из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа; покупку государственных облигаций Российской Федерации без обязательства обратной продажи; покупку ценных бумаг с обязательством обратной продажи на срок 1 день и 7 дней (операции РЕПО); продажу государственных облигаций Российской Федерации с обязательством обратного выкупа; операции выкупа государственных облигаций Российской Федерации, проданных ранее с обязательством обратного выкупа — ОМР (обратное модифицированное РЕПО); продажу облигаций Банка России с обязательством выкупа на основании безотзывной публичной оферты и операций по покупке/продаже облигаций Банка России с обязательством обратной продажи/выкупа. Основным фактором уменьшения вложений Банка России по статье «Долговые обязательства Правительства Российской Федерации» с номиналом в долларах США является погашение Минфином России еврооблигаций Российской Федерации в течение 2005 года. Долговые обязательства прочих эмитентов Российской Федерации представляют собой облигации, выпущенные Правительством Москвы и приобретенные Банком России по сделкам PEПО, со сроками погашения с 2007 по 2008 год с купонным доходом 10% годовых. Рассмотрим динамику вложений Банка России в уставные капиталы банков и прочих организаций, представленную в таблице 24. В соответствии с решением Национального банковского совета от 13 декабря 2005 года доли участия Банка России в уставных капиталах Московского Народного банка, Лондон; Евробанка, Париж; Ост-Вест Хандельсбанка, Франкфурт-на-Майне; Донау-банка, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург и активы, размещенные в росзагранбанках, 28 декабря 2005 года проданы ОАО Внешторгбанк на условиях и в соответствии с решением Национального банковского совета от 13 декабря 2005 года. Увеличение доли участия Банка России в уставном капитале Банка международных расчетов, Базель на 0,04% обусловлено приобретением 211 акций без права голоса. В соответствии с решением Совета директоров Банка России Банк России вышел из уставного капитала Интелсат, Лтд, Бермудские острова. В приложении Е представлен отчет о расходах на содержание служащих Банка России. Расходы на содержание служащих Банка России возросли на 3235 млн. руб., или на 10,6%, в том числе: оплата труда увеличилась на 2608 млн. руб., другие выплаты служащим — на 737 млн. руб., начисления на оплату труда и на другие выплаты сократились на 110 млн. руб. Расходы на оплату труда включают: выплаты по должностным окладам; надбавки к должностному окладу за выслугу лет в Банке России; выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок служащим, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные действующим законодательством; другие надбавки и доплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации; оплату очередных и учебных отпусков; премирование (включая ежемесячные премии и премию (вознаграждение) по итогам работы за год), прочие выплаты. Таблица 24 - Динамика вложений Банка России в уставные капиталы банков и прочих организаций, млн. руб.
В состав других выплат служащим Нанка России, осуществляемых в соответствии с дейсвующим законодательством, входят: расходы на оказание материальной помощи к отпуску и разовой материальной помощи при чрезвычайных обстоятельствах; компенсация расходов на оплату стоимости проезда в отпуск работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также неработающих членов семьи этих работников; компенсация расходов, связанных с переездом на постоянное место жительства работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по окончании срочного трудового договора (контракта) или в связи с уходом на пенсию, а также членов семьи этих работников; выплаты работникам, проживающим (работающим) в районах, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС; выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. Среднесписочная численность служащих Нанка России в 2005 году составила 75702 человека (2004 год: 78193 человека). Сокращение численности на 2491 единицу, или на 3,2%, обусловлено главным образом мероприятиями по оптимизации расчетной сети Банка России. Всего за 2004—2005 годы было ликвидировано 197 расчетно-кассовых центров. Среднемесячный доход на одного служащего за 2005 год составил 31589 руб. (2004 год: 27017руб.). Средний процент начисления единого социального налога в 2005 году составил 18,9% (2004 год: 19,7%), что связано с изменением с 1 января 2005 года размера предельной ставки и шкалы единого социального налога. Отчисления в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществлялись по установленной ставке 0,2%. Отчет об использовании сметы капитальных вложений представлен в приложении Ж. В структуре капитальных вложений Банка России в 2005 году наибольший удельный вес занимают капитальные вложения в области информатизации — 43,9% и в области строительства (реконструкции) и материально-технического обеспечения деятельности Банка России — 32,4%. На капитальные вложения, связанные с обеспечением безопасности и охраны объектов Банка России, приходится 10,0%, капитальные; вложения, связанные с организацией налично-денежного оборота, — 10,8%, капитальные вложения в нематериальные активы — 2,9%. Капитальные вложения в области и информатизации в 2005 году по сравнению с 2004 годом возросли на 311 млн. руб., или на 8,7%, и направлены на обеспечение функционирования и развитие платежной и учетно-операционных систем, информационно-аналитических систем, создание и развитие единой информационно-вычислительной системы Банка России, а также поддержание и модернизацию технической инфраструктуры информационно-телекоммуникационной системы, обеспечивающей деятельность Банка России. За счет указанных средств осуществлялось приобретение вычислительной и организационной техники, программных продуктов, дополнительного оборудования к вычислительной технике, технических и программных средств связи и телекоммуникаций, оборудования для защиты информации, а также средств инженерного обеспечения. Капитальные вложения в области строительства (реконструкции) и материально-технического обеспечения деятельности Банка России (кроме организации налично-денежного оборота) осуществлялись в соответствии с утвержденными необъективными планами капитального строительства, приобретения крупного инвентаря, оборудования, мебели, транспортных средств. По сравнению с 2004 годом указанные расходы уменьшились на 162 млн. руб., или на 5,4%. В 2005 году профинансировано 166 объектов строительства (реконструкции), в том числе: 20 — переходящих, 79 — вновь начинаемых и 67 — перспективного проектирования. Приобретение крупного инвентаря, оборудования и мебели осуществлялось для оснащения объектов, капитального ремонта, замены оборудования, инвентаря и мебели с истекшим сроком эксплуатации, а также для обеспечения необходимого температурно-влажностного режима в помещениях с информационно-телекоммуникационными системами. Капитальные вложения, связанные с организацией налично-денежного оборота, в 2005 году увеличились на 122 млн. руб., или на 14,7% но сравнению с 2004 годом, и включают затраты на строительство (реконструкцию) денежных хранилищ и кассовых центров (всего 17 объектов, в том числе: 5 — переходящих, 5 — вновь начинаемых и 7 — перспективного проектирования), приобретение, модернизацию счетно-сортировальных и счетно-денежных машин, оснащение кладовых ценностей современным унифицированным сборно-разборным стеллажным оборудованием, приобретение основного технологического оборудования для механизации и автоматизации кассовых операций, а также приобретение (модернизацию) специального автотранспорта для перевозки резервных фондов. В составе капитальных вложений, связанных с обеспечением безопасности и охраны объектов Банка России, учтены расходы на замену систем инженерно-технических средств охраны с истекшим сроком эксплуатации, а также на дооснащение и модернизацию систем контроля и управления доступом, телевизионных систем охраны и наблюдения. Капитальные вложения па указанные выше цели по сравнению с 2004 годом увеличились на 99 млн. руб., или на 12,7%. Капитальные вложения в нематериальные активы были направлены на создание программных продуктов и баз данных для сферы информатизации и защиты информации, являющихся объектами интеллектуальной собственности Банка России. Объем капитальных вложений на указанные цели возрос на 86 млн. руб., или на 50,3% по сравнению с 2004 годом, что вызвано необходимостью разработки новых программных продуктов для обеспечения деятельности центров коллективной обработки информации, в том числе их информационной безопасности. В разделе «Другие затраты капитального характера» учтены затраты на приобретение программных продуктов (прав пользования ими, не относящихся к нематериальным активам) для осуществления деятельности Банка России, а также лицензий, сертификатов, разрешений со сроком действия свыше 1 года. 3. Направления деятельности Банка России в сфере развития банковского сектора 3.1 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование в 2007 году Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься с учетом формирующейся динамики макроэкономических показателей, изменения состояния платежного баланса, конъюнктуры международных финансовых и товарных рынков, проводимой бюджетной политики. Несмотря на то что сохранение в 2007 году режима управляемого плавающего курса будет накладывать определенные ограничения, которые необходимо учитывать при формировании параметров процентной политики, условия функционирования российской экономики, в том числе связанные с отменой ограничений по операциям с капиталом и финансовыми инструментами, определяют объективную необходимость перехода к более гибкому формированию курса рубля на внутреннем валютном рынке при усилении роли процентных инструментов денежно-кредитной политики. Стратегическим направлением активизации процентной политики является сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке. Однако значительное повышение ставок по стерилизационным инструментам увеличивает риск притока краткосрочного капитала в экономику, что создаст дополнительное давление в сторону повышения курса рубля. Поэтому одной из основных задач в 2007 году Банк России видит нахождение компромиссного уровня процентных ставок, обеспечивающего эффективное связывание избыточной ликвидности банковского сектора при одновременном недопущении масштабных краткосрочных притоков капитала. При развитии ситуации по сценарию, предполагающему сохранение высокого уровня свободной ликвидности у кредитных организаций, Банк России активизирует использование инструментов абсорбирования денежных средств в целях ограничения влияния монетарных факторов на инфляцию. При этом значительную роль в связывании свободных денежных средств будут играть рыночные инструменты на аукционной основе (операции с ОБР, депозитные операции). Вместе с тем будет продолжено применение инструментов постоянного действия, обеспечивающих связывание ликвидности на короткие сроки (депозиты по фиксированным ставкам на стандартных условиях). Кроме того, Банк России будет в необходимых случаях осуществлять операции по продаже государственных ценных бумаг из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа), которые преимущественно будут использоваться в качестве инструментов «тонкой настройки». Банк России в 2007 году продолжит использование обязательных резервных требований в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. Учитывая эффективное использование кредитными организациями механизма усреднения обязательных резервов для регулирования уровня собственной ликвидности, Банк России рассмотрит возможность поэтапного увеличения коэффициента усреднения обязательных резервов. Вместе с тем при значительном росте банковской ликвидности, когда применение других инструментов для ее абсорбирования не сможет оказать необходимого эффекта, Банк России не исключает возможности адекватного изменения нормативов обязательных резервов. В случае снижения уровня ликвидности в банковском секторе, сопровождающегося ростом процентных ставок на рынке межбанковских кредитов, основные усилия Банка России будут направлены на формирование дополнительного денежного предложения за счет проведения операции по предоставлению ликвидности кредитным организациям. Для этих целей в качестве основных будут использованы операции Банка России на открытом рынке (аукционы прямого РЕПО, ломбардные кредитные аукционы). Банк России также продолжит применение инструментов постоянного действия (ломбардных кредитов по фиксированным процентным ставкам и сделок «валютный своп»). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России будет предоставлять кредитным организациям внутридневные кредиты и кредиты «овернайт». В целях повышения эффективности операций рефинансирования (кредитования) кредитных организаций как инструмента денежно-кредитной политики Банк России планирует в течение 2007 года проводить работу в рамках создания единого механизма рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, который обеспечит возможность финансово стабильным кредитным организациям получать внутридневные кредиты, кредиты «овернайт» и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул» обеспечения. При этом в 2007 году будет продолжена работа по включению в Ломбардный список ценных бумаг, отвечающих установленным требованиям, расширению круга контрагентов по операциям рефинансирования и увеличению количества кредитуемых счетов кредитных организаций, открытых во всех территориальных учреждениях Банка России. В связи с планируемым расширением состава имущества (активов), принимаемого в обеспечение кредитов Банка России, в течение 2007 года Банк России планирует проводить работу, направленную на обеспечение возможности привлечения специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, для реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России. 3.2 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2007 году Реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (далее — Стратегия), благоприятные макроэкономические условия будут способствовать дальнейшему устойчивому росту банковского сектора. В 2007 году будет расширяться взаимодействие банковского сектора с реальной экономикой, более заметной станет его роль в реализации приоритетных национальных проектов. Банки сохранят доминирующее положение в системе финансового посредничества и останутся в числе привлекательных объектов для инвестирования. Росту эффективности и инвестиционной привлекательности российского банковского сектора будет способствовать повышение доверия к нему со стороны кредиторов и вкладчиков в условиях развития банковской деятельности и устойчивого функционирования системы страхования вкладов. Одновременно будет нарастать конкуренция на рынке банковских услуг, в том числе в связи с повышением активности банков с иностранным капиталом, а также в результате развития трансграничного банковского обслуживания. Завершение либерализации валютного законодательства приведет к расширению предложения услуг иностранными банками. В этих условиях особое значение приобретает повышение конкурентоспособности отечественных банков, уровня их финансовой устойчивости, способности предоставлять высококачественные современные банковские услуги. Финансово слабые, плохо управляемые и недобросовестные кредитные организации будут выбывать с рынка банковских услуг, в то время как лидеры российского банковского рынка наряду с устойчивыми средними и малыми банками (в том числе региональными) упрочат свое положение. Продолжится естественный процесс консолидации российского банковского сектора, несколько возрастет в капитале и активах банковского сектора доля банков с иностранным капиталом, в том числе и за счет появления новых банков, контролируемых нерезидентами. Исходя из Стратегии в 2007 году Банк России продолжит работу по развитию банковского сектора и банковского надзора по ряду направлений. Одним из таких направлений будет участие в совершенствовании действующего банковского законодательства. Будет продолжена подготовка нормативных актов Банка России, ориентированных на действующее российское законодательство и международную практику банковского регулирования и банковского надзора. Учитывая, что динамичное развитие банковского сектора сопровождается накоплением рисков, будет уделяться дополнительное внимание вопросам качества систем управления рисками и внутреннего контроля, корпоративного управления, учета и отчетности. Будут предприняты дальнейшие шаги по развитию содержательного, риск-ориентированного надзора, внедрению в российскую практику рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), прежде всего Основополагающих принципов эффективного банковского надзора. Будут также осуществляться мероприятия по подготовке к реализации подходов, предусмотренных документом БКБН «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» (далее — Базель II). В 2007 году в целях укрепления финансовой устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора экономики должное внимание Банком России будет уделено проблеме капитализации кредитных организаций при сохранении приоритетного значения качества капитала. В том числе в 2007 году предстоит продолжить работу по созданию надлежащего нормативно-правового обеспечения роста капитала кредитных организаций банковского сектора, повышению качества управления в кредитных организациях по ряду направлений, включая: выравнивание условий доступа российского и иностранного капитала в российский банковский сектор и конкурентных условий деятельности российских и иностранных банков; упрощение процедур реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования; расширение возможностей кредитных организаций по открытию внутренних структурных подразделений; совершенствование процедуры регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности в целях устранения факторов, сдерживающих развитие банковской инфраструктуры; совершенствование регулирования размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций; конкретизацию квалификационных требований и требований к деловой репутации, предъявляемых к руководству и учредителям (участникам) кредитных организаций; уточнение подходов к включению в расчет, основного и дополнительного капитала банка признанных международной практикой субординированных финансовых инструментов, Приоритетным направлением в области дистанционного надзора выступает развитие содержательного компонента надзора, дальнейшее приближение техники и режимов к международной практике, развитие риск-ориентированного надзора за всеми существенными видами банковских рисков на соло- и консолидированной основе, включая как традиционные финансовые (кредитные, рыночные, процентные, ликвидности), так и нефинансовые риски (операционный, правовой, репутационный). В этих целях предстоит осуществить следующие мероприятия: внедрение в надзорную практику новых подходов к оценке финансовой устойчивости кредитных) организаций, предусматривающих. комплексный подход, отработанный в рамках формирования системы страхования вкладов; внедрение режимов банковского надзора, базирующихся на оценках финансовой устойчивости кредитных организаций; подготовка изменений в законодательство и внесение в нормативные документы изменений, направленных на внедрение международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных в рамках Базеля II; совершенствование подходов к порядку формирования резервов на возможные потери, в частности уточнение методики формирования резервов по портфелю однородных ссуд исходя из приоритета содержания над формой, либерализации, требований к оценке качества ссуд, предоставленных микрофинансовым организациям и использованных ими на выдачу ссуд субъектам малого бизнеса и физическим лицам; совершенствование подходов к регулированию и надзору за риском ликвидности и методики расчета соответствующих нормативов; совершенствование подходов к оценке рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера с группой экономически связанных между собой заемщиков и заемщиков, связанных с самой кредитной организацией; совершенствование подходов к оценке качества управления процентным риском в кредитных организациях, включая вопросы организации системы управления процентным риском в кредитных организациях в отношении как торгового, так и банковского (неторгового) портфелей финансовых инструментов, чувствительных к изменению процентных ставок; совершенствование консолидированной отчетности и анализа рисков банковских групп и банковских холдингов на консолидированной основе; совершенствование подходов к оценке качества корпоративного управления в кредитных организациях, управления всеми существующими банковскими рисками с учетом повышения уровня автоматизации банковской деятельности, развития информационных аналитических систем и технологий банковского обслуживания; обеспечение дальнейшего совершенствования системы раннего предупреждения возможных проблем кредитных организаций, банковских групп (банковских холдингов) и системы в целом; совершенствование методики и инструментария мониторинга финансовой устойчивости банковского сектора, в том числе проведение работы по расчету и анализу рекомендованных МВФ показателей финансовой устойчивости банковского сектора; совершенствование раскрытия информации о состоянии и динамике развития банковского сектора, включая совершенствование системы макропруденциальных показателей его финансовой устойчивости, публикуемых Банком России, публикацию ежемесячного «Обзора банковского сектора Российской Федерации», издание «Отчета о развитии банковского сектора и банковского надзора» за 2006 год. Банком России будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы в части повышения требований по раскрытию информации при осуществлении кредитными организациями потребительского кредитования и мониторинга риска потребительского кредитования. В ходе инспекционных проверок, основное внимание будет уделяться вопросам: оценки финансового состояния кредитной организации с элементами прогнозирования ее способности сохранять финансовую устойчивость на перспективу; определения и оценки рисков на возможно более ранних стадиях их возникновения; качества систем управления в банке, включая системы внутреннего контроля и управления рисками (оценка их адекватности характеру, масштабам и условиям деятельности банка); соблюдения кредитными организациями (их филиалами) требований Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; соблюдения банками— участниками .системы страхования вкладов критериев и требований, которые применялись при их вступлении в систему; качества управления филиалами со стороны головного банка; оценки достоверности учета (отчетности) кредитных организаций. Банком России будут предприняты меры по дальнейшему совершенствованию механизмов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе будет усилена ориентация на оценку эффективности функционирующих в кредитных организациях систем внутреннего контроля. 3.3 Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков и платежной системы в 2007 году Банк России в рамках реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006—2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2006 г. № 793-р, планирует участвовать в работе по совершенствованию законодательства о финансовом рынке по следующим направлениям: в целях создания независимой, эффективной и конкурентоспособной системы учета прав на ценные бумаги участвовать в процессе подготовки нормативных актов, регулирующих деятельность центрального депозитария, его функции и полномочия; с целью повышения эффективности управления рисками по сделкам с государственными ценными бумагами Российской Федерации, проводимым участниками рынка через организатора торгов, установить требование о совершении сделок с участием центрального контрагента, а также продолжить участвовать в работе по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности; в целях расширения возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков, участвовать в определении правовых механизмов секыоритизации активов и хеджирования рисков; в целях улучшения инвестиционной привлекательности российского фондового рынка продолжить участие в законотворческом процессе, направленном на упрощение процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг, расширение спектра ценных бумаг и совершенствование условий допуска на организованный рынок иностранных ценных бумаг; в целях развития институтов защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг участвовать в работе по правовому определению компенсационных механизмов для инвесторов — физических лиц, а также института общего собрания владельцев облигаций. В целях обеспечения финансовой стабильности страны Банк России продолжит работу, направленную на поддержание эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Банк России продолжит осуществление мероприятий по построению системы валовых расчетов в режиме реального времени (системы RTGS Банка России), которая позволит участникам системы значительно сократить сроки осуществления платежей, снизить возникающие при их осуществлении финансовые риски, повысить эффективность реализации денежно-кредитной политики и как следствие — достичь более высокого уровня развития финансового рынка в стране. :В соответствии с международной практикой надзор за платежной системой является одной из важных функций центрального банка в рамках поддержания стабильности финансовой системы и имеет своей целью обеспечение безопасного и эффективного функционирования платежной системы в стране. В этой связи Банком России будет продолжено совершенствование надзора за платежными системами, функционирующими в Российской Федерации. Заключение Центральный банк Российской Федерации является главным звеном банковской системы России. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном Банке РФ». Уставный капитал и имущество Банка России является федеральной собственностью. Основными целями Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости российского рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ, т.е. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России является проводником единой государственной денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение стабильности внутренней и внешней покупательской способности национальной денежной единицы и поддержание стабильной работы всех звеньев российской банковской системы. Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. В 2005 году в соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год» Банком России применялся режим управляемого плавающего валютного курса. Необходимость использования указанного режима определялась особенностями функционирования российской экономики, в высокой степени зависящей от внешнеэкономической конъюнктуры. Проводимая Банком России политика валютного курса была направлена на ограничение роста номинального эффективного курса рубля в условиях превышения предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке, В целях уменьшения инфляционного давления Банком России осуществлялись операции по стерилизации свободной ликвидности. Продолжалась работа по приведению действующей системы регулирования деятельности банков в соответствие с международно принятыми подходами, осуществлен переход кредитных организаций на составление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, завершено формирование системы страхования вкладов населения в кредитных организациях. Значительное внимание уделялось совершенствованию подходов при оценке рисков в банковской деятельности, задачам сокращения риска потерь от проведения банками активных операций и поддержания ликвидности. Банк России продолжал последовательно осуществлять деятельность по совершенствованию платежной системы Российской Федерации. В целях реализации «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» от 5 апреля 2005 года, предусматривающей построение Банком России системы валовых расчетов в режиме реального времени по крупным, срочным платежам, начата реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих выполнение поставленной задачи. Значительное влияние на развитие российской экономики в 2005 году продолжало оказывать состояние мировых товарных рынков. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволила Правительству Российской Федерации сформировать федеральный бюджет с профицитом и увеличивать объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации. Продолжающееся улучшение условий внешней торговли способствовало росту положительного сальдо внешней торговли и профицита платежного баланса Российской Федерации. В российскую экономику поступали значительные объемы иностранной валюты и, таким образом, сохранялись условия для укрепления рубля. В условиях применения режима управляемого плавания курса национальной валюты для ограничения темпов повышения номинального эффективного курса рубля Банк России осуществлял покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, что привело к значительному росту валютных резервов Российской Федерации в течение отчетного года. В течение 2005 года Банк России проводил операции по регулированию уровня ликвидности банковского сектора. За счет увеличения средств на счетах Правительства Российской Федерации в результате исполнения федерального бюджета с профицитом абсорбировалась значительная часть свободной ликвидности. Банк России также проводил операции по стерилизации части свободной ликвидности банковского сектора. Все это позволило снизить инфляционный эффект, связанный с проведением рублевых интервенций на внутреннем валютном рынке. Операции Банка России на внутреннем и внешнем валютных рынках, а также увеличение средств федерального бюджета на счетах Правительства Российской Федерации обусловили соответствующие изменения в балансе; Банка России. Увеличение золотовалютных резервов привело к росту средств, размещенных у нерезидентов и направленных на приобретение ценных бумаг иностранных эмитентов. Увеличение остатков именно по этой статье обусловило основной прирост активов баланса Банка России. Операции Банка России по управлению активами в иностранной валюте, в т.ч. золотовалютными резервами, в значительной степени определили финансовый результат деятельности Банка России за 2005 год. В условиях большого притока рублевой ликвидности потребность кредитных организаций в заимствованиях у Банка России в течение 2005 года была незначительной. Увеличение доходов населения в 2005 году стало основным фактором, определившим рост потребности экономики в наличных деньгах и существенное увеличение остатков по статье «Наличные деньги в обращении» баланса Банка России. В пассиве баланса наиболее значительный прирост по статье «Средства на счетах в Банке России» произошел в основном за счет увеличения более чем в 2 раза остатков па счетах Правительства Российской Федерации в результате исполнения федерального бюджета с профицитом и накопления средств в Стабилизационном фонде Российской Федерации. Прибыль Банка России по итогам деятельности за 2005 год превысила соответствующие показатели предыдущего отчетного года, что связано в основном с ростом доходов от размещения золотовалютных резервов в условиях высоких темпов их накопления, а также восстановлением провизии, ранее сформированных Банком России под участие в капиталах росзагранбанков и размещенные в них активы, в связи с выходом Банка России из состава акционеров росзагранбанков в конце 2005 года. В то же время в отчетном году сложился также более высокий уровень расходов, обусловленный проведением Банком России операций с использованием инструментов денежно-кредитного регулирования в целях стерилизации свободной ликвидности банковского сектора Российской Федерации. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации (Банк России) рассматривают процессы реформирования банковского сектора в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны. Под реформированием банковского сектора понимается комплекс мер, последовательно осуществляемых органами государственной власти, Банком России, кредитными организациями, их учредителями (участниками) и иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого и эффективного банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах. Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России являются: совершенствование правового обеспечения банковской деятельности; формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве; повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора; развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций; укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством; повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях; развитие инфраструктуры банковского бизнеса. Прогнозируется, что при успешном осуществлении мероприятий, разработанных в рамках стратегии развития банковского сектора России до 2008 года, к 1 января 2009 г. будут достигнуты следующие совокупные показатели российской банковской системы: активы/ВВП — 56—60 процентов; капитал/ВВП — 7—8 процентов; кредиты нефинансовым организациям/ВВП — 26—28 процентов. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что реальные темпы прироста основных показателей банковского сектора (активов, капитала, кредитов и депозитов) будут и впредь опережать темпы прироста валового внутреннего продукта, хотя различия в соотношениях темпов прироста будут постепенно сокращаться. Банки сохранят и укрепят свою роль ведущих финансовых посредников. С учетом предполагаемого роста реальных доходов населения, создания условий, необходимых для экономического роста и развития деловой активности банков, должны существенно увеличиться объемы кредитования малого бизнеса и населения, в том числе ипотечного кредитования. Реализация мероприятий по реформированию других сегментов финансового сектора экономики, в том числе пенсионной системы, системы медицинского страхования и др., также будет способствовать активизации операций кредитных организаций. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из необходимости развития в банковском секторе условий для справедливой конкуренции, расширения спектра банковских услуг, повышения привлекательности и доступности банковских услуг для населения. Стратегическая перспектива развития структуры банковского сектора состоит в оптимальном сочетании крупных многофилиальных банков, региональных банков средней и небольшой величины, банков, специализирующихся на отдельных услугах (потребительском кредитовании, ипотеке, кредитовании малого и среднего бизнеса), расчетных и депозитно-кредитных небанковских кредитных организаций. Целью Правительства Российской Федерации и Банка России является формирование в среднесрочной перспективе банковского сектора, способного обеспечить предоставление всем категориям клиентов, как на территории субъектов Российской Федерации, так и на рынках стран "ближнего зарубежья" универсального комплекса банковских услуг, а также банковское обслуживание российских экономических интересов в мировой экономике. Оптимальный по своей структуре и построенный на принципах справедливой конкуренции банковский сектор станет эффективным инструментом аккумулирования инвестиционных ресурсов для обеспечения ускоренного экономического роста на основе диверсификации экономики, выравнивания уровней регионального развития, повышения качества и уровня жизни российских граждан. Список использованных источников 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. 2. Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом № 65-ФЗ от 26 апреля 1995 г., и последующими изменениями, включая 6 августа 2001 г. 3. Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 « О банках и банковской деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 5 февраля 1996 г., и последующими изменениями, включая 7 августа 2001 г. 4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 5. Инструкция ЦБ России «О порядке регулирования деятельности банков от 01.10.97 № 1 в ред.Указаний Банка России. 6. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам) / Под ред. Г.Н. Щербаковой. – М.: Вершина, 2006. -464 с. 7. Балаш В.А., Гурылева Е.К., Прокофьев С.Е. Организация денежно-кредитного регулирования: Учеб.пособие. Саратов: Издат.центр Сарат гос.экон.академии, 1998. – 356 с. 8. Банковское дело: Курс лекций/ Е.П. Жарковская, И.О. Арендс. – 2- изд. – М.: Омега-Л, 2004. – 400 с. 9. Банковское дело: Учебник/Под ред.д-ра экон.наук, проф. Г.Г. Коробовой. – М.: Экономистъ, 2004. – 751 с. 10. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. — М.: Вузовский учебник, 2004. — 491 с. 11. Барковский Н.Д. Государственный банк СССР накануне Великой отечественной войны.//Деньги и кредит. – 2006. - №8. – с.72-76. 12. Голикова Ю.С, Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности. М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000. – 263 с. 13. Голубев С.А. Актуальные вопросы правового регулирования банковской деятельности.//Деньги и кредит. – 2005. - №3 – с.15-19. 14. Деньги, кредит, банки: учебник/ под ред. засл.деят.науки РФ, д-ра экон.наук, проф. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2005. – 560 с. 15. Деньги. Кредит. Банки: Учебник/ Г.Е. Алпатов, Ю.В. Базулин и др.; Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с. 16. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 396 с. 17. Захаров В.С. О стратегии развития банковской системы.//Деньги и кредит. – 2005. - № 11. – с. 26-35. 18. Климович В.П. Основы банковского аудита: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 192 с. 19. Медведев П.А. Совершенствование банковского законодательства.// Деньги и кредит. – 2005. - № 1. – с. 11-17. 20. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело/ Пер.с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. – 399 с. 21. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учеб.пособие для вузов/ Пер.с англ. М.: Аспект Пресс, 1999. – 401 с. 22. Саркисян Г.С. Банковский надзор: генератор или тормоз развития банковской системы.//Деньги и кредит. – 2006. - № 9. – с.21-23. 23. Сафронов В.А. Формирование Банком России системы мониторинга финансовой устойчивости банковского сектора.//Деньги и кредит. – 2006. - № 8. – с.16-20. 24. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: Экспресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 288 с. 25. Усатова Л.В., Сероштан М.С., Арская Е.В. Бухгалтерский учет в коммерческих банках: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 404 с. 26. Финансы, деньги, кредит в вопросах и ответах: учеб.пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 256 с. 27. Финансы и кредит: Пособие для сдачи экзамена/ Под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 208 с. 28. Финансы и кредит: учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. проф. Т.М. Ковалевой. – 2- изд.перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006 – 376 с. Приложение А Годовой баланс по состоянию на 1 января 2006 года (в млн. руб.)
Приложение Б Счет прибылей и убытков (в млн. Руб.)
Приложение В Отчет о полученной прибыли и ее распределении (в млн. руб.)
Приложение Д Отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России (в млн. руб.)
Приложение Е Отчет о расходах на содержание служащих Банка России (в млн. Руб.)
Приложение Ж Отчет об исполнении сметы капитальных вложений (в млн. руб.)
|
|
© 2000 |
|