РУБРИКИ |
Амортизационная политика организации |
РЕКЛАМА |
|
Амортизационная политика организации44. Методы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Иностранные инвестиции – все виды вложения имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских ЮЛ, в объекты предпринимательской и другой деятельности на территории России с целью получения прибыли. Прямые инвестиции (вложения в активы ХС, участие в управлении), портфельные инвестиции, реальные инвестиции. Основные способы привлечения иностранных инвестиций: 1. Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных ХС. 2. Регистрация на территории РФ ХС, полностью принадлежащих иностранному капиталу. 3. привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции. 4. создание свободных экономических зон, направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в отдельные регионы. 45. Методы трансформации сбережений населения в инвестиции. Интересы обеспечения устойчивого роста российской экономики диктуют необходимость неустанного поиска оптимального для каждого данного этапа развития соотношения потребления и сбережения, а также обеспечения бесперебойной трансформации последних в инвестиции. В долгосрочном периоде уровень инвестиций в национальную экономику тесно коррелирует с нормой национальных сбережений. Поэтому ее резкое сокращение в годы рыночной трансформации российского общества является одной из наиболее тревожных тенденций развития. Еще более серьезной проблемой нашего общества является тот факт, что сегодняшний рост склонности к сбережению не сопровождается наращиванием реальных инвестиций в национальную экономику. Российская экономика в настоящее время не обеспечивает сколько-нибудь устойчивого соответствия между сбережениями и инвестициями. Между тем низкая норма валового накопления в России совершенно не соответствует специфике переживаемого страной периода - известно, что в период выхода из кризиса эта доля должна быть достаточно высокой. В 2001 г. на инвестиционные цели было направлено лишь 55% валовых национальных сбережений - в то время, как во многих успешно развивающихся странах (в том числе и в СССР в 1980 г.) эта цифра близка к 100%. Интенсивный приток иностранных инвестиций способен еще белее улучшить значение данного показателя. Располагая необходимыми инвестиционными ресурсами, российская экономика уже 15 лет оказывается не в состоянии сформировать механизм их концентрации и использования на приоритетных направлениях общенациональной структурной политики. Это свидетельствует об очевидном несовершенстве сложившейся в нашей стране модели инвестиционной деятельности, глубинными дефектами которой являются внутренняя несбалансированность данной системы, ее откровенно слабая связь с процессом расширенного воспроизводства. Деятельность финансовых посредников, по сути, сводится к аккумулированию небольших сбережений многих мелких владельцев (инвесторов) и последующему долгосрочному инвестированию аккумулированных средств, то есть формированию инвестиционного капитала путем трансформации сбережений. Под инвестиционным капиталом мы будем понимать совокупность финансовых и иных активов, предназначенных для вложения в конкретный инвестиционный проект. Таким образом, финансовые посредники, с одной стороны, выступают инвесторами на рынках капитала, а с другой - выпускают вторичные обязательства для своих клиентов, и именно этот фактор выделяет их из ряда ХС.. Финансовые посредники объединяются по следующим наиболее общим направлениям: - депозитного типа, в основу деятельности которых положено привлечение, согласно договору и посредством внесения имущества, денежных средств населения и свободных ресурсов предприятий с целью их сохранения и приращения с помощью управления совокупными активами. (КБ, сберегательные банки и кредитные союзы) - контрактно-сберегательного типа, аккумулирующие ресурсы на основании заключаемых контрактов, в которых оговариваются условия их возврата вкладчикам. Указанные ресурсы составляют финансовые активы посредника и для их сохранения и приращения организация осуществляет инвестиционную деятельность. (компании по страхованию жизни и имущества, пенсионные фонды) - инвестиционного типа, привлекающие активы непосредственно для инвестиций, в обмен на эмитированные ими ценные бумаги (акции, паи), сертификаты и т.д. (взаимные (паевые, открытые инвестиционные) фонды, трастовые фонды, инвестиционные компании закрытого типа, инвестиционные банки). В первых двух типах владельцы сбережений непосредственно не принимают участия в выборе инструментов для инвестиций и не берут на себя инвестиционные риски, а в рамках инвестиционного типа происходит мобилизация разрозненные средств многих относительно мелких инвесторов и последующее целенаправленное их инвестирование. 46. Модель цены капитальных активов (CAMP) Цена капитала компании – общая сумма средств, которую нужно выплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов. Концепция цены капитальных активов является одной из базовых в современной теории финансов. Цена капитала характеризует ту норму рентабельности инвестиционного капитала, которую должен обеспечить ХС, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость. Если ХС участвует в инвестиционном проекте, доходность которого меньше, чем цена капитала, цена ХС по завершении этого проекта уменьшается. Цена капитала является ключевым моментом теории и практики решений инвестиционного характера. Цену капитала рассчитывают по формуле средней арифметической взвешенной. Основная проблема в исчислении единицы капитала, полученного из конкретного источника. Для некоторых ее можно вычислить легко (цена банковского кт), для некоторых – сложно, а точно исчисление – невозможно. Однако даже приблизительная цена капитала полезна для сравнительного анализа эффективности авансирования средств в его деятельность и для осуществления собственной инвестиционной политики ХС. Основные источники капитала, стоимость которых необходимо знать для расчета средневзвешенной стоимости капитала фирмы: банковские ссуды и займы, облигационные займы, привилегированные акции, обыкновенные акции, нераспределенная прибыль. 47. Муниципальные финансы: понятие, состав, роль в экономике. Местные бюджеты. Система экономических отношений по распределению и перераспределению национального дохода на экономическое и социальное развитие регионов и муниципальных образований. Все местные и муниципальные бюджеты входят в консолидированный бюджет РФ, всего их около 29000. в соответствии с бюджетным кодексом суммарные доходы местных и региональных бюджетов должны составлять 50% консолидированного. Из местных бюджетов финансируется: содержание органов местного самоуправления, формирование муниципальной собственности и управление ей, содержание органов правоохранительных, благоустройство территорий, проведение местных выборов и референдумов. Местные бюджеты формируются за счет налоговых (НДФЛ, земельный, местные сборы, часть акцизов на алкоголь, не менее 50% налога на имущество ХС) и неналоговых (от использования имущества и его продажи, оказания платных услуг, финансовая помощь от РБ и ФБ) доходов. 48. Направления финансовой интеграции отечественных ХС в мировое сообщество. Газпром пытается купить акции/компании за рубежом с целью расширения зоны своего влияния. Зарубежные компании строят на территории РФ заводы за свой счет, со своим оборудованием, своими управляющими высшего звена, но нашими рабочими. По идее, считается, что позже мы сами сможем продолжить, без усиленного контроля с их стороны. 49. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования и амортизация. Объекты долгосрочного использования, не имеющие материально-производственного содержания, но имеющие стоимостную оценку и способные приносить доход. НА классифицируются: 1. Объекты интеллектуальной собственности (1. традиционные: промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, меры пресечения недобросовестной конкуренции); авторского права (научные публикации, литературные произведения, художественные произведения); ноу-хау (технические, технологические, медицинские, организационные и т.п.); 2. средства индивидуальной интеллектуальной собственности (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товара)). 2. Права пользования ресурсами, имущественные права. Свою стоимость переносят на производимую продукцию посредством амортизации, срок полезного использования НА и метод амортизации определяет сам ХС. По истечении срока полезного использования амортизацию начислять перестают. Амортизация начисляется либо линейным способом, либо способом уменьшаемого остатка, либо способом списания стоимости пропорционально объему продукции. Амортизация начисляется со следующего за постановкой на баланс НА месяца. 50. Оборотные активы: понятие. Состав, источники формирования. Активы ХС, который целиком потребляются в процессе производства, изменяют свою материальную форму и переносят свою стоимость единовременно на готовую продукцию. Классификация: 1. Производственные запасы (сырье и материалы, топливо, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, тара, запасные части). 2. незавершенное производство. 3. затраты на освоение новой продукции. 4. полуфабрикаты своего производства. 5. фонды обращения (готовая продукция, денежные средства на счетах и в кассе). Состав, структура и стоимость оборотных активов зависит от специфики организации, т.к. они зависят от производственного цикла, его длительности, характера и объема выпускаемой продукции, степени механизации и автоматизации производства. Оборотные активы отражаются во 2м разделе актива баланса. 51. Операции коммерческих банков: понятие и виды. КБ – КО, имеющее право привлекать денежные средства ФЛ и ЮЛ, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности, платности и проводить расчетные операции по поручению клиента (ведение счетов). Основным отличием КБ от НКО являются 3 основные операции, осуществляемые КБ: 1. аккумуляция временно свободных средств ФЛ и ЮЛ в депозиты; 2. размещение этих средств на условиях срочности, платности, возвратности от своего имени и за свой счет; 3. расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Также КБ может осуществлять операции: открытие и ведение счетов ФЛ и ЮЛ, осуществление расчетов по поручению клиентов, инкассация денежных средств и цб, управление денежными средствами по договору с собственником/распорядителем этих средств (трастовые операции), покупка и продажа ФЛ и ЮЛ иностранной валюты cash и безнал, осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством, выдача банковских гарантий. 52. Операции Центрального банка на открытом рынке. Осуществляются посредством покупки-продажи гос ЦБ. Из всех обязательство гос ЦБ являются наиболее ликвидными. В период кризиса работа ЦБ РФ с гос ЦБ смягчает воздействие кризиса на банки. Продавая гос цб, ЦБ РФ снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля. ЦБ пытается с помощью предложения выгодных % воздействовать на объем ликвидных средств КБ и тем самым осуществить управление их кт эмиссией. Покупая цб на открытом рынке, он увеличивает резервы КБ и способствует росту денежного предложения. Проводить эту политику ЦБ может 2 путями: 1. может открыть объем купли-продажи, уровень % ставок, по которым банки могут покупать цб. Курс продажи устанавливается в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. 2. ЦБ может устанавливать % ставки, по которым он готов покупать цб. Успех политики на открытом рынке зависит от многих факторов. КБ приобретает бумаги ЦБ только при малом спросе на кт со стороны предпринимателей и населения. А также когда ЦБ предлагает на более выгодных для КБ условиях. Когда надо поддержать ликвидность и кредитную активность КБ ЦБ выступает покупателем на открытом рынке. В этом случает используется перекупочное соглашение (ЦБ обязуется купить у КБ с условием, что последние спустя время осуществят обратный процесс, но со скидкой РЕПО. Эта скидка может быть фиксированной и плавающей). Операции на открытом рынке подразделяются на операции купли-пролади и операции с обратным выкупом (РЕПО). Операции РЕПО состоят из 2х частей: 1. одна стороны продает другой и одновременно берет на себя обязанности выкупить цб в определенный срок. 2. происходит обратная покупка цб по цене, отличающейся от цены первоначальной сделки. Разница между ценами представляет тот доход, который получает покупатель цб по первой части РЕПО. Преимущества РЕПО: 1. обеспечивает финансовую систему ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого нет необходимости вновь выходить на рынок , чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу. 2. цб, выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а продолжают участвовать. 53. Основные направления налоговой политики компании. 54. Основные средства: структура, источники финансирования, показатели эффективности использования ОС – совокупность материально-вещественных ценностей. Созданных общественным трудом, длительно участвующих в процессе производства в неизменной натуральной форме и переносящим свою стоимость на произведенную продукцию частями, по мере начисления амортизации. Классификация ОС: 1. В зависимости от участия в сфере материального производства: производственные фонды (постоянно участвуют в процессе производства, изнашиваются постепенно, перенося свою стоимость на изготовленную продукцию, пополняются за счет капитальных вложений); непроизводственные (не участвуют непосредственно в процессе производства, но обслуживают его, не переносят свою стоимость на продукт). 2.По целевому назначению ОС делятся на: здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, передаточные устройства, инвентарь и принадлежности, инструменты, прочие ОС (рабочий скот, многолетние насаждения). Состав и структура ОС зависят от отраслевой принадлежности, технологии, организации производства, технической оснащенности. Денежная оценка ОС на балансе отражается по первоначальной стоимости, на основе которой рассчитывается амортизация и показатели эффективности использования ОС: 1. фондорентабельность (балансовая прибыль/среднегодовая стоимость ОС*100, максимум); 2. фондоотдача (выручка/среднегодовая стоимость ОС*100, максимуму); 3. фондоемкость (среднегодовая стоимость ОС/выручка, 1/фондоемкость, минимум). 55. Платежный баланс. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС – систематизированная оценка экономических операций между резидентами страны и нерезидентами, связанная с получением и платежами денежных средств. Основными операциями получения являются поступления от экспорта товаров, услуг, доходы от зарубежных инвестиций и приобретение зарубежными фирмами внутренних активов страны, а основными операциями платежей - оплата импорта товаров, услуг, выплаты доходов по зарубежным инвестициям в данную страну и приобретение резидентами иностранных активов. Платежный баланс составляется за конкретный период - год, квартал, месяц. Под резидентами понимаются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность в данной стране. Информация, содержащаяся в платежном балансе, используется для оценки кредитоспособности страны, прогнозирования воздействия внешнеэкономических связей на валютный рынок и валютный курс, их регулирования, оценки состояния экономики страны, прогнозирования возможной экономической, фискальной и монетарной политики, расчетов валового внутреннего продукта и др. Развитие международных финансовых отношений и международных сопоставлений потребовало унификации методов составления платежных балансов в различных странах и согласования их с системой национальных счетов. Последние рекомендации по составлению платежного баланса опубликованы Международным валютным фондом в 1993 г. При составлении платежного баланса используется принятый в бухгалтерском учете принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счета, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счет, они отражаются со знаком плюс. Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком минус. В платежном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, т. е. по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями. Платежные балансы принято составлять в национальной валюте соответствующих стран, с пересчетом данных по рыночным валютным курсам, складывающимся на дату совершения операций. Если национальная валюта неустойчива, платежный баланс может составляться в твердой валюте какой-либо страны. В балансе выделяются два раздела - счета: «счет текущих операций» и «счет операций с капиталом и финансовыми инструментами». Под текущими операциями понимаются операции с товарами, услугами и доходами. Баланс операций с капиталом и финансовыми инструментами характеризует операции, связанные с инвестиционной деятельностью. Сальдо по итогу текущих операций и сальдо по итогу операций с капиталом и финансовыми активами должны быть равны между собой по абсолютной величине и иметь противоположные знаки. Дефицит платежного баланса по текущим операциям означает, что страна расходует на приобретение товаров, услуг и на другие текущие операции больше иностранной валюты, чем получает от их продажи. Он финансируется за счет продажи нерезидентам активов и за счет внешних займов. При ограниченных активах и трудностях в получении займов страны с устойчивым дефицитом текущего платежного баланса вынуждены сокращать импорт и увеличивать экспорт. Положительное сальдо текущего баланса означает прирост чистых зарубежных активов. Общий платежный баланс страны является положительным в случае, если баланс текущих операций в сумме с балансом операций с капиталом и финансовыми инструментами образует положительное сальдо. Это ведет к притоку иностранной валюты в страну и увеличению валютных запасов. В случае отрицательного сальдо имеет место дефицит платежного баланса, и национальный банк страны вынужден сокращать резервы иностранной валюты. Страна не может в течение длительного времени тратить на приобретение иностранных товаров, услуг и активов больше средств, чем получено выручки от реализации собственных товаров, услуг и активов. Поэтому сальдо платежного баланса является его важнейшим аналитическим понятием. 56. Политика управления кредиторской задолженностью компании. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ - оптимизация суммы задолженности организации перед другими ЮЛ и ФЛ. Необходимость управления кредиторской задолженностью следует из того, что умелое использование временно привлеченных средств способствует максимизации прибыли от деятельности организации. Управление кредиторской задолженностью предполагает: правильный выбор формы задолженности (банковская или коммерческая) с целью минимизации процентных выплат и затрат на приобретение материальных ценностей; установление наиболее удобной формы банковского кредита и его срока (краткосрочная ссуда без обеспечения, кредит под залог и т. п.); недопущение образования просроченной задолженности, связанной с дополнительными затратами (штрафные санкции, пени). Процесс разработки политики управления КЗ включает этапы: 1. Выбор поставщика (солидность, возможность установления долгосрочных отношений, наличие различных схем поставки сырья и материалов) 2. Контроль своевременности расчетов (превышение предельного срока оплаты поставленных материалов и сырья приводит к штрафным санкциям) 3. Выбор момента расчета с конкретным кредитором в конкретной ситуации (скидка при быстрой оплате). 4. Проведение сравнительного анализа величины ДЗ с величиной КЗ (нужно, чтобы ДЗ<=КЗ) 5. Анализ фактических потерь, связанных с непогашением КЗ. 57. Политика управления оборотными активами. Активы предприятия – это хозяйственные ресурсы или средства, которые должны принести выгоды предприятию в будущем. Актив баланса делится на оборотные активы и внеоборотные активы. Оборотные активы – это средства, использованные, проданные или потребленные в течение одного отчетного периода, который, как правило, составляет один год; иначе говоря, это активы, которые могут быть обращены в наличность в течение одного года. О.А. обычно представлены следующими группами статей: «запасы и затраты», «дебиторская задолженность», «краткосрочные финансовые вложения», «денежные средства». Управление оборотными активами включает в себя управление товарно-материальными запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями (ценными бумагами). Оборотный капитал = оборотные активы – краткосрочные обязательства. Эффективное управление оборотными активами важно для компании, так как: 1. Величина ОА у большинства компаний составляет больше половины всех ее средств 2. Решение вопросов, связанных с ОА, является непрерывным процессом и требует большого количества времени. Сумма инвестиций в каждую из позиций ОА может ежедневно изменяться и должна тщательно контролироваться для обеспечения наиболее продуктивного использования денежных средств. 3. Оптимальное управление ОА ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств компании. 4. Правильное управление ОА позволит максимизировать норму прибыли и минимизировать свою ликвидность и коммерческий риск. Политика управления ОА - это часть общей финансовой стратегии предприятия, заключается в формировании необходимого объема и состава ОА, рационализации и оптимизации структуры источников их формирования. Процесс разработки политики управления ОА включает этапы: 1. Анализ состава и состояния ОА в предшествующем периоде. 2. Определение общих принципов формирования ОА предприятия 3. Оптимизация объема ОА 4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей ОА 5. Обеспечение необходимой ликвидности ОА 6. Обеспечение повышения рентабельности ОА 7. Обеспечение минимизации потерь ОА в процессе их использования 8. Формирование принципов формирования отдельных видов ОА 9. Оптимизация структуры источников финансирования ОА. 58. Понятие и роль финансового менеджмента ХС. Использование финансового менеджмента позволяет фирме анализировать финансовую и прочую экономическую информацию и принимать на этой основе правильные и адекватные решения по управлению финансами фирмы, ее денежным оборотом, максимизируя в конечном итоге прибыль от предпринимательской и прочей деятельности. Необходимая информация берется из бухгалтерской отчетности фирмы. Базовые понятия финансового менеджмента: добавленная стоимость (стоимость, созданная на ХС за определенный период времени, вклад каждого ХС в ВВП, результат общественного производства; бух – разница между произведенной продукцией и затратами на производство). Брутто-результат эксплуатации инвестиций (часть стоимости, созданной ХС, кторую можно назвать прибавочным продуктом, содержащим стоимость потребленных средств труда; бух – добавленная стоимость минус все затраты на труд). Нетто-результат эксплуатации инвестиций (брутто-результат за минусом затрат на восстановление ОС). Экономическая рентабельность активов (показатель эффективности деятельности ХС, позволяющий сопоставить результат с затратами). 59. Понятие, общие принципы и технологии формирования учетной политики компании. Учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации на основании и в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" и требованиями Налогового кодекса РФ. В бухгалтерском учете вопросу формирования учетной политики посвящено ПБУ 1/98. Ничего подобного в налоговом законодательстве нет. До сих пор законодательство о налогах и сборах не содержит требования об оформлении учетной политики организации для целей налогообложения в отдельном распорядительном документе. Тем не менее, такая политика обязательно должна быть согласована между главным бухгалтером и руководителем фирмы, ведь именно они несут полную ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет. Для этого налоговая учетная политика должна быть отражена в документации организации как некий организационно-распорядительный документ. Иными словами, это должен быть приказ об учетной политике. Некоторое время назад многие организации вообще не формировали учетную политику для целей налогообложения как отдельный документ. Отдельные элементы такой политики входили в состав единой учетной политики фирмы. Там одновременно присутствовали и применяемые в организации правила ведения бухгалтерского учета, и нормы, касающиеся порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов. Все кардинально изменилось после того, как начали действовать главы 21 и 25 НК РФ об НДС и о налоге на прибыль организаций. В тексте этих глав прямо содержится требование о формировании специальной учетной политики для целей налогообложения. Однако это вовсе не означает, что организация должна ограничиться только составлением учетной политики по НДС и налогу на прибыль организаций. В Налоговом кодексе РФ есть много других вопросов, которые требуют от фирмы выбрать тот или иной вариант действий. Этот выбор также должен отразиться в учетной политике. Следовательно, учетная политика для целей налогообложения - это документ, в котором налогоплательщик обязан прописать все те правила и методы, которыми он намеревается руководствоваться при исчислении и уплате налогов и сборов. Понятие учетной политики организации для целей налогообложенияЧтобы рассчитать налоги, подлежащие уплате в бюджет, налогоплательщик должен определить налоговую базу за соответствующий отчетный (налоговый) период. По некоторым налогам в Налоговом кодексе предусмотрено несколько способов формирования налоговой базы. Право выбора того или иного способа принадлежит налогоплательщику. Правда, есть случаи, для которых Налоговый кодекс устанавливает конкретные обязанности, но не разъясняет, как их выполнить (обязанность вести раздельный учет при наличии оборотов, облагаемых и не облагаемых соответствующим налогом). Как вести такой учет, решает налогоплательщик. Главное — определить и утвердить выбранные правила расчетов налогов. Это и есть учетная политика для целей налогообложения. Ее положениями бухгалтер будет руководствоваться при исчислении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет. Алгоритм создания учетной политикиНалогоплательщик должен принять учетную политику для целей налогообложения. Эта обязанность закреплена в следующих главах Кодекса: — в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» (ст. 167); — в главе 25 «Налог на прибыль организаций» (ст. 313); — в главе 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» (п. 2 ст. 339); — в главе 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» (п. 16 ст. 346.38). Четкого алгоритма составления учетной политики для целей налогообложения в Налоговом кодексе не предусмотрено. Единый подход к решению данного вопроса на законодательном уровне не выработан. Как следствие — в главе 21 содержатся одни указания по утверждению учетной политики, а в главе 25 — другие. В остальных же главах Кодекса либо вообще ничего не говорится об этом, либо законодатель ссылается на «установленный порядок», который как раз и отсутствует. Между тем, исходя из существующих норм, можно составить такой алгоритм формирования налоговой учетной политики. Политика утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Форма приказа произвольная. При этом положения учетной политики могут содержаться как в тексте приказа, так и в приложении к приказу. Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. То есть, как указано в статье 313 НК РФ, последовательно от одного налогового периода к другому. Изменить выбранную учетную политику можно только в двух случаях:1) при изменении применяемых методов учета; 2) при изменении законодательства о налогах и сборах. В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, т.е. со следующего года. Во втором случае — не ранее момента вступления в силу указанных изменений. Эти положения применяются к налогу на прибыль организаций. Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Иными словами, один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено. Есть элементы учетной политики, которые налогоплательщик изменить не вправе. Поскольку в налоговом учете, как и в бухгалтерском, применяется принцип последовательности учетной политики, принимать новую учетную политику каждый год не нужно. Налоговая политика применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. Однако налоговое законодательство постоянно меняется и внесения поправок в прежнюю учетную политику бывает недостаточно. Может возникнуть необходимость в принятии новой учетной политики. Поэтому нужно отслеживать изменения, происходящие в налоговом законодательстве, и корректировать учетную политику для целей налогообложения. 60. Портфель ценных бумаг: принципы формирования и управления. Портфельные инвестиции представляют собой покупку цб с целью получения в будущем дохода по ним за счет курсовой разницы в цене покупки и продажи, а также промежуточного дохода (выплат) в виде купонного дохода по облигациям и дивидендов по акциям. Т.о. портфель состоит из нескольких видов цб, обладающих разной доходностью, риском, сроком (дюрацией) и разной периодичностью выплат. При составлении портфеля важнейшими характеристиками являются доли вложения в активы (удельные объемы w1 – доля 1го актива, p1 – цена 1го актива, i1 – доходность 1го актива, D1 – срок 1го актива, δ1 – риск актива, var1=δ1/i1 – коэффициент вариации). Обычно при выборе цб предпочтение отдается тем, у которых вариация меньше. Это гарантирует. Что при одинаковых доходностях риск с меньшей вариацией будет меньше, а при одинаковых рисках актив с меньшей вариацией будет более доходным. Требования к портфелю определяются интересами инвестора. Консервативный портфель – доход от промежуточных выплат. В основном портфель состоит из облигаций и векселей крупных эмитентов. Оптимизируется портфель по дюрации. На доли вложений в портфель накладывается равенство: w1+w2=1. доли вложения определяются из системы: Dp=w1D19w2D2, w1+w2=1. Портфель роста формируется из активов, по которым образуется доход из-за курсовой разницы в цене покупки и продажи. В основном состоит из акций и ряда векселей и может включать корпоративные облигации – по ним доходность и рост курсовой стоимости больше, чем по гос облигациям. Основная характеристика – стоимость портфеля. Pp=w1p1+w2p2. управление портфелем состоит в постоянном изменении долей вложения (w1, w2) с целью повышения общей стоимости портфеля. Риск по каждому портфелю представляет совокупность рисков по всем активам: δp2=δ12w12+ δ22w22+2r1,2w1w2 δ1 δ2. Пассивное управление портфелем – определение текущей доходности, ожидаемой доходности и риска акции, после чего определяются доли, которые останутся неизменными на будущие периоды. Однако всегда имеется отклонение реальной будущей доходности от ожидаемой. Поэтому необходимо пересчитать доли вложения в портфель. Активное управление портфелем – имея нулевой риск можно увеличить доходность. Для этого доли портфеля изменяются из года в год т.о., чтобы результирующая доходность портфеля была постоянной. Управление портфелем облигаций осуществляется по справедливым ценам облигации за каждый период. Стратегия иммунизации портфеля облигаций определяется выбором долей покупки разных облигаций с разным сроком обращения и разным номиналом т.о., чтобы выполнялось основное требование к инвестициям: 1. Сумма пассивов (привлеченных средств) не должна превышать сумму активов размещенных средств на каждом шаге. 2. Дюрация портфеля облигаций д.б. меньше/равна длительности пассивов. Стратегия отслеживания и изменения долей облигаций в портфеле носит название активной стратегии иммунизации. Здесь предполагается защита от риска ликвидности и % риска из-за изменения рыночной доходности. 61. Проблемы кредитования реального сектора российской экономики. 1. наличие больших кредитных рисков. 2. срочность, возвратность, платность, обеспеченность – большинство ХС терпят убытки в течение ряда лет. Они обладают недостаточной платежеспособностью. 3. ограниченность ресурсной базы банка – низкий уровень доверия КБ со стороны вкладчиков (потенциальных), что ограничивает его кредитные способности. 4. наличие других, более выгодных способов получения дохода – валютнообменные и прочие операции банков, более прибыльные и менее рисковые. 62. Проектное финансирование. Методы оценки инвестиционных проектов. Проектное финансирование – финансирование, обеспеченное экономической и технической жизнеспособностью отдельно взятого проекта, от реализации которого ожидается достаточный приток денег для обслуживания и выплаты долга и где в соответствии с используемой схемой заимствования имеет место приемлемое распределение рисков между его участниками. Планируемые, реализуемые и осуществленные инвестиции принимают форму инвестиционных проектов (ИП). Но эти проекты необходимо подобрать, рассчитать, выполнить и оценить их эффективность. Для этого существует проектный анализ. Определение доходности – длительный анализ всех стадий ИП: 1. предварительная стадия технико-экономического обоснования (идея, детали, предварительное обоснование); 2. Экспертиза (изучение руководством, экспертами, потенциальными кредиторами); 3. Принятие проекта; 4. Осуществление проекта (контроль и наблюдение за реализацией); 5. Эксплуатация ИП и оценка его результатов. Во время реализации проекта на всех стадиях проводится анализ основных аспектов ИП: технический анализ, маркетинговый анализ, оценка реализационно-правовой, административной и другой среды, социально-культурный анализ, анализ воздействия на окружающую среду, финансовый анализ (затраты и выгодность с точки зрения фирмы и кредиторов), экономический анализ (доходность с точки зрения всей страны, общества). Методы оценки. Чистый приведенный доход (NPV) – сумма дисконтированных финансовых итогов за все годы проекта, считая от даты начала инвестирования. Характеризует общий абсолютный результат инвестиционной деятельности, ее конечный результат. Это разница между суммой приведенных к современной стоимости потоков денег, генерируемых проектом, и размером первичных инвестиций в проект. NPV = Bt – доход от проекта в году t. Ct – затраты на проект в году t, i – ставка дисконта, n – число лет цикла жизни проекта. Внутренняя норма доходности (IRR) – расчетная ставка %, при которой капитализация регулярного получения дохода дает сумму, равную инвестициям, и, следовательно, капиталовложения окупаются. Это коэффициент приведения, при котором чистая современная за вычетом первоначальных инвестиций будет равна 0. этот коэффициент обычно сравнивают с такими же коэффициентами по отрасли. Период окупаемости инвестиций – продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, равна сумме первоначальных капитальных вложений, т.е. за какой период окупается проект. Рентабельность – отношение приведенных доходов к приведенным на эту дату инвестиционным расходам. Выше рентабельность – выше выгодность. 63. Расходы федерального бюджета. ФБ – основной финансовый план государства. Утверждается федеральным собранием и имеет статус федерального закона. Через ФБ мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования в целях гос регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей РФ. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления гос деятельности РФ. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач государства и местного самоуправления. В зависимости от их экономического содержания делятся на текущие (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Особое место в расходах занимают затраты по текущему обслуживанию внешнего и внутреннего гос долга, возникающего при использовании гос кредита для покрытия бюджетного дефицита. Государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий (внутренний) или у другого государства или международной организации (внешний). Расходная часть бюджета включает: 0. расходы на содержание органов гос. власти, судов, прокуратуры, правоохранительных органов. 1. финансирование обороны. 2. создание резервов расходов по обслуживанию гос долга. 3.финансирование целевых программ. 4. бюджетные ссуды, дотации, субсидии и субвенции бюджетам других уровней. 5. финансирование народного хозяйства. 6. финансирование социально-культурных мероприятий. 6. ассигнования на содержание бюджетных учреждений. 7. финансирование фундаментальных научных исследований. 8.трансферты населению, бюджетные кредиты юр. Лицам. 9. инвестиции в УК различных юр. лиц. Расчет суммы расходов производится нормативным методом в расчете на 1 жителя и численность населения. Бюджетные нормы и нормативы – показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и прочими услугами. 64. Региональные финансы: понятие, состав, особенности формирования и направления использования. Региональные финансы – система экономических отношений по распределению и перераспределению национального дохода на экономическое развитие регионов. Главная составная часть региональных средств – региональные бюджеты. В РФ 89 региональных бюджетов. Все они входят в консолидированный бюджет и, в соответствии с бюджетным кодексом, суммарные доходы региональных и местных бюджетов должны составлять 50% доходов консолидированного бюджета. Доходы региональных бюджетов: а) собственные доходы 1. налоговые (налог на имущество организаций, земельный налог). 2. неналоговые (продажа и сдача в аренду имущества, консультационные услуги населению, безвозмездные перечисления, штрафы населения, доходы от приватизации муниципальной собственности); б) регулирующие доходы 1. субсидии, субвенции, дотации вышестоящих бюджетов. 2. отчисления от НДС, акцизов, налога на прибыль и НДФЛ. Расходы региональных бюджетов: 1. содержание аппарата управления, правоохранительных органов; 2. образование, здравоохранение, социально-культурные мероприятия; 3. сельхоз, промышленность, транспорт; 4. субсидии местным бюджетам. 65. Регулирование деятельности коммерческих банков. Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. КБ относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. КБ – это многофункциональные учреждения, оперирующие в различных секторах рынка ссудного капитала. КБ традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Цель коммерческих банков - максимальная выгода при минимальном риске. Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ, имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются ЦБ в соответствии с федеральными законами. КО запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. КО имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах. КО обязана осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом ЦБ. КО обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом "О ЦБ РФ (Банке России)". Численные значения обязательных нормативов устанавливаются ЦБ в соответствии с указанным Федеральным законом. КО обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций. Банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств. Порядок депонирования обязательных резервов определяется ЦБ в соответствии с Федеральным законом "О ЦБ РФ (Банке России)". Банк обязан иметь в ЦБ счет для хранения обязательных резервов. КО на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными ЦБ. КО ежемесячно сообщает в ЦБ о вновь открытых корреспондентских счетах на территории РФ и за рубежом. Корреспондентские отношения между КО и ЦБ осуществляются на договорных началах. При недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств, КО может обращаться за получением кредитов в ЦБ на определяемых им условиях. В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Федеральным законом РФ "О ЦБ РФ (Банке России)" ЦБ устанавливает следующие обязательные экономические нормативы деятельности банков: - минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков; - минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков; - нормативы достаточности капитала; - нормативы ликвидности банков; - максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; - максимальный размер крупных кредитных рисков; - максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); - максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам; - максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; - максимальный размер вексельных обязательств банка; норматив использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Обязательные нормативы: - предельный размер не денежной части уставного капитала; - минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы; размеры валютного, процентного и иных рисков - устанавливаются отдельными нормативными актами Банка России. 66. Резервные требования ЦБ. Обязательные резервы – один из основных инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ – механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы – обязательная норма вкладов КБ в ЦБ, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей КО и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии ЦБ на право совершения соответствующих банковских операций. КО несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов ,который осуществляется на основании «Положения об обязательных резервах КО, депонируемых в ЦБ РФ», разработанного ЦБ в 1996 г. Размер обязательных резервов в % соотношении к обязательствам КО, а также порядок их депонирования в ЦБ устанавливается советом директоров ЦБ. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств КО. Они не м.б. единовременно изменены более чем на 5 пунктов. В случае невыполнения КО требований взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования. После отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном ФЗ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами ЦБ. Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное значение: 1. оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у КБ; 2. оно является важным инструментом ЦБ для регулирования денежной массы и кредитоспособности КБ. Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность КБ своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов. |
|
© 2000 |
|